Внедрение инновационных спутниковых и геоинформационных технологий
Широкое внедрение спутниковых технологий является одним из ключевых компонентов инновационного развития ОАО «РЖД», способствующих качественному увеличению уровня безопасности движения, повышению эффективности использования железных дорог, росту объемов грузовых и пассажирских перевозок, повышению скорости и надежности доставки грузов. Технологии спутниковой навигации и спутникового
дистанционного зондирования Земли, основаны на использовании относительно новых методов измерений, получивших бурное развитие во второй половине 20-го века. Метрологические характеристики этих методов, перечень измеряемых параметров, точность измерений, достоверность, надежность (возможность осуществлять измерения вне зависимости от различных факторов), наряду с экономическими факторами (затратами на проведение измерений) определяют эффективность применения соответствующих технологий в различных отраслях и в конкретных технологических операциях.
В качестве базовых элементов новой комплексной системы управления инфраструктурой РЖД были выбраны и реализованы инновационные технологии, включающие средства формирования единого координатно-временного и информационно-коммуникационного пространства на основе спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS .
Физически эта задача решалась путём развёртывания вдоль железнодорожных направлений высокоточных координатных систем (ВКС), обеспечивающих в режиме реального времени определение местоположения объектов инфраструктуры с погрешностью 2–5 см и в режиме постобработки с погрешностью до первых единиц миллиметра.
В состав ВКС включены опорные геодезические сети (ОГС), аппаратно-программные комплексы сбора, обработки и передачи данных причастным пользователям, сеть наземных базовых спутниковых станций дифференциальной коррекции спутниковых измерений и орбитальных группировок ГЛОНАСС/GPS.
Кроме того, на основе данных, передаваемых со спутников системы ГЛОНАСС, были реализованы сервисы по предоставлению единого точного времени для нужд синхронизации работы всех устройств автоматики и телемеханики.
В качестве среды передачи данных были задействованы сервисы оптоволоконной системы передачи данных (СПД) ОАО «РЖД», средства
подвижной технологической связи на основе услуг сетевых операторов связи GSM/GPRS, а также каналы спутниковой подвижной связи («Инмарсат», «Иридиум», «Гонец» и др.).
Разработанные в РЖД средства и инновационные технологии управления инфраструктурой позволяют осуществить отображение и однозначную привязку к единой высокоточной координатной системе (ВКС) любых объектов инфраструктуры с указанием их проектных, паспортных и текущих (измеренных в режиме онлайн) параметров. Причём на всех стадиях их жизненного цикла, включая проведение инженерных изысканий, проектирование, строительство, техническое содержание и ремонт.
В результате обеспечивается формирование взаимоувязанных цифровых моделей пути (ЦМП) на перегонах и путевом развитии станций в едином координатном пространстве, а также 3D-моделирование путевого развития и инженерных сооружений, включая объекты путевого хозяйства, системы электроснабжения, железнодорожной автоматики, телемеханики и связи.
Все полученные пространственные данные об объектах инфраструктуры с координатной привязкой к ВКС вносятся в цифровые базы данных создаваемой в компании в настоящее время комплексной системы пространственных данных инфраструктуры железнодорожного транспорта (КСПД ИЖТ).
С использованием современных средств мониторинга объектов железнодорожной инфраструктуры, включая путеобследовательские комплексы, диагностические лаборатории, средства аэрокосмического дистанционного зондирования, воздушного и мобильного лазерного сканирования, георадарного зондирования и др., осуществляется периодическое обновление фактических данных о текущем состоянии объектов железнодорожной инфраструктуры.
Глобальные навигационные спутниковые системы ГЛОНАСС/GPS позволяют с помощью специализированной приемной аппаратуры
осуществлять прецизионные определения времени, координат и параметров движения в любой точке земной поверхности в любое время суток, вне зависимости от метеорологических условий.
- Стратегия внедрения спутниковых технологий на Российских железных дорогах
- Управление безопасностью движения поездов
- Интервальное регулирование движения поездов
- Совершенствование диспетчерского управления и логистика
- Мониторинг инфраструктуры
- Контроль работы технических средств
- Управление восстановительными поездами
- Мониторинг природных явлений и техногенных катастроф