Система управления и обеспечения безопасности движения поездов, снижение рисков чрезвычайных ситуаций
Современные подходы к построению систем безопасности с учетом требований киберзащищенности и импортозамещения
Стратегия развития систем управления и обеспечения безопасности предусматривает создание комплексной системы на основе:
- микропроцессорной системы управления станций и участком на базе вычислительных средств с открытым кодом, а также микропроцессорных и релейно-процессорных систем с учетом самодиагностики и резервирования;
- взаимоувязанных АРМов диспетчерского, инженерного и руководящего персонала на единой аппаратной платформе;
- вариантов модификаций системы интервального регулирования с использованием цифрового радиоканала как дублирующего канала для передачи ответственной информации, в том числе создание российского аналога системы ERTMS 2-го и 3-го уровней;
- единой геоинформационной базы данных путевых объектов для бортовых устройств безопасности, управления, диагностики и расшифровки результатов поездки;
- технологии автоматической передачи предупреждений на борт локомотива с использованием электронной цифровой подписи;
- интеллектуальной интеграции бортовых систем безопасности и управления (автоведения);
- систем автоблокировки с централизованным размещением аппаратуры, тональными рельсовыми цепями и дублирующими каналами передачи информации АБТЦ-МШ, предназначенных для интервального регулирования движения поездов на перегонах с обращением грузовых, пассажирских и высокоскоростных поездов;
- контроля технического состояния подвижного состава в процессе движения.
Внедренные компоненты комплексной системы должны обеспечить безопасность движения поездов с учетом режимов автоведения и работы по энергооптимальным графикам в скоростном, пассажирском и грузовом видах движения на основе технологий спутникового позиционирования с использование высокоточной координатной системы (ВКС).
Для реализации поставленных задач необходимо создать цифровые модели объектов инфраструктуры, развернуть сети цифровой радиосвязи, а также совершенствовать системы интервального регулирования, мониторинга состояния технических средств и автоматизации отдельных технологических операций.
Комплекс позволяет в автоматизированном режиме вести управление движением по нормативному графику, контролировать движение поезда в реальном времени с помощью системы позиционирования на основе спутниковой навигации, используемой в бортовой системе безопасности, выявлять конфликтные ситуации, осуществлять автоматизированный расчет и применять вариантный график движения поездов для выхода из конфликтных ситуаций и восстановления планового графика в реальном масштабе времени.
В системе реализованы режим автоведения поездов, использование цифровых систем связи, высокоточной координатной сети и цифровой модели пути, обеспечивающих высокую точность позиционирования электропоезда, внедрение криптозащищенной безбумажной технологии передачи на борт ответственной информации, что позволяет организовать движение электропоездов в режиме «Автомашинист» в соответствии с установленными требованиями безопасности движения.
Ускоренный пропуск пригородных поездов с интервалом попутного следования до 2мин 40с реализован за счет высочайшего уровня разработок применения подвижных блок-участков, расширения информации о состоянии впередилежащего маршрута следования, в том числе на станциях с исключением проездов маневровых сигналов, применения электронных карт маршрутов движения с учетом использования высокоточной координатной системы дифференциальных поправок. Кроме того, передача на подвижные объекты графиков движения поездов с учетом энергоэффективности, управляющих команд на остановку поездов и проследование запрещающих сигналов, сокращения количества сбоев системы передачи информации на локомотивы посредством дублирования каналов, переход к управлению движением потоков поездов путем централизации функции автоведения.
Мы первые в мире в перспективе решили отказаться от путевых датчиков, заменив их на спутниковые системы определения координат.
При разработке алгоритмов приборов безопасности были учтены дополнительные требования к интерфейсу «человек – машина». Для комплексной системы разработан интеллектуальный дисплей, с помощью которого машинист получает большой объем оперативной информации. Поэтому удалось сосредоточить основное внимание машиниста на управлении поездом.
Система обеспечивает два режима работы: светофорной сигнализации для движения грузовых поездов установленной массы и длины, а также бессветофорной сигнализации для ускоренного движения пригородных поездов. Гибкая технология позволяет перевозить 300тыс. пассажиров в сутки. По существу МЦК - это наземное метро.
В целом, внедренная на МЦК комплексная система показала свою высокую эффективность в вопросах организации движения поездов и обеспечения безопасности. На уровне МСЖД данная технология признана и рекомендована как основная. Мы долго шли к технологии многоуровневой системы. Сегодня аналогов такой системы нет, и наши зарубежные коллеги готовы применять в совместных проектах такие технологические решения.
- Интеллектуальные системы обеспечения безопасности
- Локомотивный объединенный комплекс
- Новые системы интервального регулирования поездов
- Станционные системы обеспечения безопасности движения поездов
- Диагностика
- Ситуационный центр мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями
Комплекс автоматизированного управления движением поездов (Сочи – 2014)