16
955
3006744

История Приволжской железной дороги


История Приволжской (Рязано-Уральской) магистрали началась во 2-ой половине 19 века. Свое летоисчисление дорога ведет с июля 1871 года, когда было завершено строительство участка от Аткарска до Саратова.

В январе 1892 года было образовано одно из самых крупных железнодорожных предприятий дореволюционной России – Общество Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД). Дореволюционная Рязано-Уральская ж.д. связала 12 губерний и область Уральского казачества, протянулась от Москвы до Каспия и от Смоленска до Уральска. Общая длина ее путей составляла 4377 верст.

В 1896 году в районе станции Увек была построена первая в России паровая паромная железнодорожная переправа через Волгу. Позже, в 1935 году, здесь был возведен железнодорожный мост – крупнейший мост первой пятилетки.

Годы революции и Гражданской войны нанесли Рязано-Уральской железной дороге громадный ущерб, но к 1925 году ее паровозный парк был полностью восстановлен.

В 30-е годы дорога технически развивалась и вооружалась. К 1941 году выполняемые дорогой перевозки в четыре раза превзошли уровень 1913 года.

Строительство Волжской рокады во время Великой Отечественной войны позволило обеспечить стратегически важные перевозки к Сталинграду и на Кавказ. Железнодорожники с честью выдержали тяжелейшие испытания военных лет, восстановили разрушенное хозяйство, дали импульс техническому развитию магистрали.

В 1953 году Рязано-Уральская и Сталин­градская железные дороги были объ­единены в одну – Приволжскую.

В своих современных границах магистраль охватывает 
территории Саратовской, Волгоградской и Астраханской областей, а также несколько станций в Ростовской, Самарской областях и Казахстане. ПривЖД включает в себя три отделения: Саратовское, Волгоградское и Астраханское.

Приволжская железная дорога является важным звеном, связывающим Центр России, Украину и Кавказ с Ура­лом, Средней Азией и Сибирью.

Дорога обеспечивает пропуск мощного грузопотока к портам Азово-Черноморского бассейна, включает в себя часть международного транспортного коридора "Север – Юг", который призван интегрировать Россию в мировую систему грузовых перевозок между Европой и Азией.

Со станций Приволжской магистрали отправляются важные для экономики страны грузы: нефть, черные и цветные металлы, зерно, сера, цемент, химические и минеральные удобрения…


Ежегодно в регионах обслуживания дороги услугами железнодорожного транспорта пользуются миллионы пассажиров. На Приволжской дороге формируется международный поезд Саратов – Варна, фирменные поезда "Саратов" и "Лотос". На пригородных направлениях курсируют современные электропоезда и рельсовые автобусы.

В октябре 2003 года было создано ОАО "Российские железные доро­ги", в состав которого Приволжская магистраль вошла в качестве филиала. 1 октября 2003 года произошло событие, знаковое для дороги и Компании в целом – заложено первое, "серебряное" звено рельсошпальной решетки от станции Яндыки к порту Оля на Северном Каспии. С окончанием в июле 2004 года строительства этого пути завершилось формирование железнодорожной части МТК "Север – Юг" на российской территории.

В 2004 году на 1490 км линии Москва – Астрахань была открыта первая, а в 2005 году – вторая очередь нового железнодорожного мостового перехода через реку Бузан.

В 2006 году начала свою производственно-финансовую деятельность одна из первых в России пригородных пассажирских кампаний – ОАО "Волгоградтранспригород" – с долевым участием ОАО "РЖД" и администрации Волгоградской области.

2007 год – год празднования 170-летия железных дорог России – также ознаменован для многотысячного коллектива Приволжской железной дороги важными производственными достижениями.

С 2004 по 2007 год велось строительство сплошных вторых путей на участке Сенная – Сызрань и вторых перегонных путей на участке Саратов – Петров Вал. С завершением этого строительства на всем направлении от Сызрани до Волгограда создан мощный двухпутный полигон для беспрепятственного пропуска предъявляемых объемов грузовых и пассажирских перевозок в направлении Северо-Кавказского региона и портов Азово-Черноморского транспортного узла.

Работы по электрификации от станции Громово до станции Сенная проводились с начала 2008 года и уже в октябре были завершены. Таким образом, инвестиционный проект "Электрификация участка Сызрань – Сенная Куйбышевской и Приволжской железных дорог со строительством второго главного пути" полностью реализован.

С введением вторых электрифицированных путей на участке Сенная – Сызрань весь главный грузовой ход Приволжской железной дороги от Сызрани до Волгограда и далее до Новороссийска был переведен на электровозную тягу. Грузовые поезда, которые раньше следовали из Сибири и Урала в порты Северного Кавказа через Юго-Восточную дорогу, проходят через Приволжскую магистраль. Это самый короткий ход, соединяющий промышленные центры Урала и Поволжья с районами Северного Кавказа и портами Азово-Черноморского бассейна.

Также реализация проекта позволила оптимизировать технологию тягового обслуживания поездов на данном полигоне, ускорить оборот грузовых вагонов, увеличить пропускную и провозную способность, обеспечить возможность движения тяжеловесных поездов, создать предпосылки для организации скоростного движения на направлении Самара – Саратов – Волгоград.

За последние годы на Приволжской магистрали была проделана большая работа по совершенствованию технологических процессов перевозок, внедрению ресурсосберегающих технологий, обновлению и развитию средств железнодорожной автоматики и телемеханики, информатизации и телекоммуникации, модернизации подвижного состава и путевой техники.