16
955
3006744

История Южно-Уральской железной дороги

История Южно-Уральской магистрали началась задолго до официальной даты ее открытия. В 1890 г. железная дорога была проложена до Златоуста, а 25 октября 1892 г. первый поезд прибыл из Москвы в Челябинск, что дало начало правильному движению для перевозки пассажиров, почты, багажа, грузов. Грандиозная стройка первых километров Транссибирской магистрали, истоком которой является ЮУЖД, начиналась со станции Миасс и была затруднена сложным рельефом местности, отсутствием точных карт и прочими проблемами. Однако инженерная мысль той далекой эпохи сумела преодолеть все препятствия, и, в конечном итоге, был дан толчок активному экономическому развитию огромных территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока. В 1896 г. Челябинск являлся центром уже 3 дорог (Самаро-Златоустовской, Западно-Сибирской, Пермской).

В 1913 г. на станцию ежедневно прибывало и отправлялось 12 пассажирских поездов и 1630 пассажиров. В 1917 г. эксплуатационная длина дороги составляла 1880 км. Было перевезено 2393 тысячи тонн грузов. Основным локомотивом был маломощный паровоз серии Ов. Основным типом грузового вагона являлся крытый 2-осный на ручных тормозах и винтовом сцеплении.

В 1920-е годы все проблемы экономики, так или иначе, упирались в транспорт. На дороге, которая нуждались в специальных кадрах, стали создаваться скоростные курсы, школы фабрично-заводского ученичества. В Челябинске ФЗУ «Вулкан» была организована на базе паровозного депо. В связи со строительством мощных заводов в Челябинске, Магнитогорске, Уфалее возникла необходимость реконструкции Челябинского узла. Построили сортировочную горку, провели централизацию стрелок.

К началу 1930-х годов назрела необходимость разукрупнения железных дорог Урала. 15 апреля 1934 г. из состава Пермской железной дороги была выделена Южно-Уральская железная дорога. Магистраль становится надежным транспортным партнером многочисленных промышленных предприятий Южного Урала. Зарождается стахановское движение. Из-за нехватки кадров на паровозы и на транспорт в целом активно идут работать женщины. Паровозы становятся более мощными и быстрыми. Основным типом локомотива остаётся «ФД».

В 1941 г. мирный труд всей страны был прерван нападением фашистской Германии. В кратчайшие сроки с Запада на Восток были перебазированы сотни заводов, увеличились грузо- и пассажиропоток. Уже в начале войны на фронт ушло более 14 тысяч южноуральских железнодорожников. В годы Великой Отечественной войны резко возросли требования к каждому труженику ЮУЖД и в целом к бесперебойной работе магистрали. Для увеличения пропускной способности дороги были расширены станции: Челябинск, Синарская, Шадринск, Бердяуш, Златоуст, Магнитогорск. Построены грузовые станции: Металлургическая, 8-ой километр, Камышная. В систему Челябинского узла была введена новая станция со своей сортировочной горкой - Челябинск-Южный. Уже в 1943 г. Челябинское отделение стало грузить в 2 раза больше, чем в 1940 г. За годы войны на ЮУЖД было уложено около 300 км новых путей. Параллельно с этим железнодорожники-южноуральцы строили бронепоезда и формировали военно-эксплуатационные отделения для работы на фронте. Свыше 1000 южноуральцев награждены орденами и медалями. 21 человек получил высокое звание Героя Советского Союза. В марте 1943 г. утверждена «Дорожная книга отличников Великой Отечественной войны-железнодорожников ЮУЖД», куда занесено 1,5 тысячи передовиков производства. Более 60 раз передовые предприятия дороги завоёвывали переходящие Красные Знамёна ГКО, НКПС, ВЦСПС.

Тяжелые испытания военных лет потребовали масштабной модернизации всего хозяйства дороги. Главными направлениями в работе ЮУЖД в послевоенные годы стали реконструкция и техническое оснащение магистрали. Всего за 17 месяцев была осуществлена электрификация участка Челябинск-Златоуст. 2 ноября 1945 г. вступило в строй первое электрифицированное звено Транссиба. В 1948 г. запустили первую электросекцию – от Челябинска до ст. Полетаево. В 1961 г. после присоединения Петропавловского отделения был электрифицирован последний участок главного хода Транссибирской магистрали в пределах нашей дороги Макушино - Исилькуль.

Реконструкция участковых станций Челябинск-Южный, Златоуст, Кропачево, Курган, Петропавловск, Шадринск, Орск дала возможность выполнять формирование и пропуск длинносоставных маршрутов. В историю Южно-Уральской дороги вписаны трудовая доблесть и напряженный труд всех работников магистрали, среди которых 16 Героев

Социалистического Труда, лауреаты Государственной премии.

В 1960-70-е годы. построены сотни тысяч квадратных метров жилья, детсады, школы, больницы, профилактории и базы отдыха. На крупных узловых станциях возводятся дворцы культуры, открываются техникумы и другие железнодорожные учебные заведения. В 1965 г. закончено строительство вокзала на ст. Челябинск-Главный – одного из лучших на всей сети дорог. Кроме Челябинска, вокзальные комплексы обновлены в Златоусте, Миассе, Кургане, Шумихе, Бузулуке.

Наивысших показателей в работе ЮУЖД достигла в середине 1970-х годов. В феврале 1971 г. за внедрение передовых методов труда и обеспечение высоких показателей в работе Указом Президиума Верховного Совета СССР Южно-Уральская железная дорога была награждена орденом Октябрьской Революции, а в 1974 г. представлена на Выставке достижений народного хозяйства СССР как дорога наивысшей производительности труда и самой низкой себестоимости перевозок.

В 1982 г. производительность труда на дороге была выше среднесетевой более, чем в 1,5 раза, а на Курганском и Петропавловском отделениях – более, чем в 3 раза, себестоимость перевозок ниже среднесетевой на 30%.

С начала 1990-х годов возникают сложности, связанные с вхождением страны в рыночную экономику, но основные производственно-экономические показатели, такие как объем погрузки и грузооборот, медленно, но неуклонно идут вверх.

За период с 1999 г. и по настоящее время дорога получила мощное развитие. Построены тысячи километров волоконно-оптических линий связи, главные направления дороги оснащены цифровой оперативно-технологической связью. Проведена большая работа по внедрению комплексной автоматизации сортировочных станций – в первую очередь Челябинск -Главный и Орск, что позволило в корне изменить технологию работы этих узлов в комплексе с новой технологией работы ПТО вагонов. За последние годы развитие Южно-Уральской магистрали ознаменовалось реализацией таких больших проектов, как запуск скоростного поезда Челябинск-Магнитогорск, открытие вокзалов в Юргамыше, Чебаркуле. Огромную роль не только для ЮУЖД, но и для всей сети дорог сыграло введение в строй Единого диспетчерского центра управления.

Сегодня эксплуатационная длина дороги – 4545 км. ЮУЖД обслуживает территории 7 субъектов Российской Федерации. Ежегодно отправляет более 70 млн пассажиров. На дороге работает около 40 тыс. железнодорожников. В системе дорог ЮУЖД играет особую роль, соединяя Европу и Азию. На сегодняшний день Южно-Уральская железная дорога провела модернизацию основных видов железнодорожной инфраструктуры и обеспечивает стабильность в сфере работы с пассажирами и грузовыми перевозками.