16
955
3006744

История Юго-Восточной железной дороги

Юго-Восточная Ордена Трудового Красного Знамени железная дорога расположена на перекрестке транспортных магистралей России, связывает запад и восток страны с ближним и дальним зарубежьем. Дорога обслуживает Центрально-Черноземный экономический регион: Воронежскую, Липецкую, Белгородскую, Ростовскую, Тамбовскую области, а также участки Тульской, Пензенской, Саратовской, Рязанской, Курской и Волгоградской областей. Граничит по стыкам с Московской, Куйбышевской, Приволжской, Северо-Кавказской железными дорогами и магистралями Украины. Суммарная площадь обслуживаемого региона составляет около 160 тысяч квадратных километров с численностью населения 6,5 млн человек.

Годом основания Юго-Восточной железной дороги принято считать 1866 год. В ее состав до сих пор входят линии, построенные в основном во второй половине XIX в. В 1865 году была утверждена концессия и создано акционерное общество Рязано-Козловской железной дороги. Магистраль строилась на деньги частного капитала по инициативе Воронежского и Тамбовского земств. Отрезок Рязань - Козлов был сдан в эксплуатацию 
4 сентября 1866 г. Была продолжена ветка от Козлова к Воронежу. Первый поезд прибыл на станцию Воронеж в 1868 году

Вскоре возникла необходимость продлить дорогу на юг к донецким угольным месторождениям. Организацию строительных работ взяло на себя Воронежское земство. Сооружение дороги началось летом 1869 года. Однопутный участок от Раздельной (Отрожки) до Лисок протяженностью 86 верст был готов 27 декабря 1870 года, и с 1 января 1871 года по нему началось регулярное движение. 28 ноября 1871 года было открыто движение поездов от Воронежа до Ростова. Управление дороги находилось в Новочеркасске. На 1 декабря 1872 года на этом участке действовали 19 пассажирских, 653 товарных крытых и 3 багажных вагона. Для обслуживания подвижного состава были построены мастерские, а затем паровозные и вагонные депо. Линия Козлов-Ростов, служившая продолжением дороги Москва-Рязань, открыла путь в "житницы" России - Тамбовскую и Воронежскую губернии. С другой стороны, благодаря строительству этой дороги появилась возможность вывоза хлеба через порты Азовского моря за границу.

15 июня 1893 года произошло слияние акционерных обществ Козлово-Воронежско-Ростовской, Орловско-Грязинской и Грязи-Царицынской дорог в единое Общество Юго-Восточных железных дорог. Вскоре началось сооружение железнодорожной линии от города Харькова через станции Лиски, Бобров, Новохоперск к Поворино и Балашову, общей протяженностью в 660 верст.

С 23 марта 1902 года Юго-Восточными дорогами руководило уже одно управление, находившееся в Воронеже. В сферу влияния ЮВЖД вошли следующие губернии: Орловская (пятью уездами), Тульская (двумя), Тамбовская (шестью), Саратовская (двумя), Курская (тремя), Воронежская (двенадцатью) и Область Войска Донского (шестью округами и одним уездом). Общая площадь территорий, тяготеющих к ЮВЖД, составляла 165 тысяч квадратных верст.

Для получения больших прибылей и увеличения сферы своего влияния Общество стало строить новые линии, создавать предприятия по ремонту паровозов и вагонов. В конце 60-х – начале 70-х годов на дороге были построены крупнейшие для того времени паровозо- и вагоноремонтные мастерские в Воронеже, Ельце, Борисоглебске, Царицыне, Козлове, Тамбове, Ростове и в других городах. Для текущего ремонта подвижного состава на крупных станциях были построены паровозные и вагонные депо.

В июне 1941 года границы Юго-Восточной были несколько иными. На севере стыковым пунктом с Ленинской дорогой была станция Мичуринск; на востоке к станциям Жердевка и Таловая примыкала Пензенская дорога; с запада станции Елец, Воронеж П и Алексеевка входили в состав Московско-Донбасской, а к станции Миллерово подходила Северо-Донецкая дорога; на станции Лихая сходились четыре магистрали: Юго-Восточная, Северо-Донецкая, имени Ворошилова, Сталинградская. В 1942 году обслуживала территорию в 400 тысяч квадратных километров. Дорога обслуживала Воронежский, Юго-Западный, Донской и Сталинградский фронты. Многие ее участки оказались в зоне боевых действий.

К концу 1950 года были восстановлены все разрушенные в войну искусственные сооружения и технические устройства, а также многие вокзалы. В 1953 году грузооборот ЮВЖД превысил размеры грузооборота 1940 года почти вдвое. К концу 1956 года на участке Ртищево – Пенза и Ртищево – Поворино была внедрена тепловозная тяга. В конце 1957 года тепловозы пришли в депо Лиски. В 1959 году в состав Юго-Восточной вошли Мичуринское и Елецкое отделения. Укрупнение дороги способствовало улучшению транспортных связей между Донбассом и Уралом, центром и западом страны, Северным Кавказом и центром, а также востоком. Электрификация дороги началась с ее южных участков. К концу 1964 года поезда на электротяге пошли от Россоши до Лисок, от Отрожки до Кочетовки с заходом в Воронеж, а в 1965 году сдан участок Кочетовка – Ряжск. К 1965 году 87 % перевозок на дороге выполняли электровозы и тепловозы и только 13 % – паровозы.

В 1985 году ЮВЖД передано Ртищевское отделение, в 1992 году – Белгородское отделение.