16
955
3006744

История Северной железной дороги

Началом официального существования железнодорожных путей, получивших наименование "Северные железные дороги", следует считать появление документа утвержденного императором Александром II, а именно: «Мая 29 дня 1859 г., Высочайшее повеление, объявленное правительствующему Сенату господином Главноуправляющим Путями Сообщения и Публичными Зданиями. Государь Император в 19 день мая с/г. высочайше соизволил утвердить препровождаемый при рапорте господина Главноуправляющего Путями Сообщения и Публичными Зданиями Устав Общества Московско-Ярославской железной дороги».

Строительство дороги Москва – Сергиев Посад – Ярославль 

1859 г. Общество Московско-Ярославской железной дороги приступает к строительству линии от Москвы до Сергиева Посада. 1862 г. Дорога введена в действие. В первые годы она имела 10 паровозов, 118 пассажирских вагонов, 110 товарных, 15 багажных и 95 платформ.
1867 г. Шуйская уездная управа обратилась к правительству с просьбой разрешить концессию на строительство дороги от станции Новки до села Иванова через Шую. Правительство утвердило концессию. Решено ходатайствовать о дальнейшем строительстве дороги на Ярославль.
1868 г. Правительство признает строительство дороги делом первостепенной важности. Длина участка от Троице-Сергиева Посада до Ярославля через Александров определяется в 196 верст, вся же протяженность дороги от Москвы до Ярославля – в - 262 версты.
5 сентября 1868 г. В 5 часов вечера в Шую из Новок прибывает первый пробный поезд.
16 сентября 1868 г. Открытие постоянного движения на Шуйско - Ивановской железной дороге. Эта дата считается днем рождения Северной железной дороги. Подвижной состав в первый год ее эксплуатации составлял 14 паровозов, 28 пассажирских и 170 товарных вагонов.
1 января 1870 г. Железная дорога от Сергиева Посада до Ярославля построена.
18 февраля 1870 г. Открытие движения на новой дороге. Одновременно с акционерным обществом, начавшим постройку дороги от Сергиева Посада до Ярославля, возникло еще одно акционерное общество, осуществившее строительство Шуйско - Ивановской железной дороги. Эта дорога в нынешних границах Северной магистрали - самый первый ее участок.
24 июня 1870 г. Акционерное общество, возглавляемое Мамонтовым С. И., получает разрешение на постройку узкоколейной линии от станции Урочь на левом берегу Волги до Вологды, протяженностью 196 верст. Строительство закончено в 1872 г. 1870 г. Общество Московско – Виндаво - Рыбинской железной дороги построило участок новой линии от Рыбинска до станции Бологое. Рыбинск получил прямой выход на Петербург.
1886 - 1887 гг. Завершено строительство железной дороги на Кострому длиною 92 версты.

Железные дороги устремляются на север
В 90-х годах XIX столетия продолжилось интенсивное строительство новых линий и участков. Узкоколейка дошла даже до Архангельска. С апреля 1900 г. железная дорога была передана в государственное управление, а с 1902 г. она была переведена в ведение Министерства путей сообщения.
С 90-х годов начинается второй этап бурного железнодорожного строительства. Он связан с наступлением большого промышленного подъема. По железным дорогам в это время в значительном количестве перевозится хлеб, каменный уголь, лес, руда, нефть. Возрастают перевозки пассажиров.
1893 г. Вступает в строй дорога Ермолино - Середа. Проложены ветви Александров - Киржач (около 30 верст) и Бельково - Юрьев-Польский (84 версты).
1894 г. Началось строительство узкоколейной дороги Вологда - Архангельск.
17 ноября 1897 г. В Архангельске состоялось открытие дороги Вологда - Архангельск. Регулярное движение по дороге открыли только в 1898 г. С окончанием строительства Московско – Ярославско - Архангельской железной дороги она состояла из трех главных участков: Москва - Ярославль (262 версты), Ярославль-Вологда (191 верста) и Вологда- Архангельск (595 верст).
1898 г. Введена в эксплуатацию линия Нерехта - Середа.1898 - 1902 гг. Строительство Ярославско - Рыбинской дороги протяженностью 75 верст. 1899 г. Построена узкоколейная дорога от Перми до Котласа.
Ноябрь 1900 г. Московско – Ярославско - Архангельской дороге поручено строительство участка Вологда - Вятка. Впоследствии эта линия разделилась на две отдельные: С.-Петербург - Вологда (557 верст) и Вологда - Вятка с веткой Буй - Данилов (692 версты). Постройка этой линии была закончена в 1905 г.
Январь 1906 г. К Московско – Ярославско - Архангельской дороге присоединились линии Обухово - Вологда и Званка - Гостиноподье, принадлежавшие ранее Николаевской железной дороге. С этого времени Вологда становится крупным железнодорожным узлом. Через нее Архангельск получил прямую связь с Москвой и Петербургом.
1 января 1907 г. Всем этим железнодорожным линиям присваивается название: Северные железные дороги. К этому времени дорога имела протяжение около 2 тысяч верст.

Перешивка на широкую колею
1911 г. Начало перешивки на широкую колею участка Вологда - Урочь с устройством новой линии от станции Всполье до разъезда Филино. Февраль 1913 г. Открытие моста через Волгу. До этого главная магистраль Северных железных дорог Москва - Архангельск имела в Ярославле разрыв.
Август 1914 г. Начало Первой мировой войны. Из всех видов транспорта, обслуживающих русскую армию, решающее значение имели железные дороги, идущие к центру из Архангельска и Сибири.
1915 г. Участок узкоколейной Вологодско - Архангельской линии от станции Вологда до станции Няндома был перешит на широкую колею. В этом же году начались работы по перешивке на широкую колею участков от Няндома до Архангельска-пристани. Движение на них открылось в январе 1916 г.
Апрель 1918 г. Дорожный комитет принял Временное положение об управлении Северными железными дорогами.
Май 1919 г. На Северных железных дорогах на коммунистических субботниках отработало более 85 тысяч человек. Из текущего ремонта выпущено 226 паровозов, погружено более 134 тысяч пудов дров и других грузов.
1918 - 1920 гг. В годы гражданской войны работники Северных железных дорог проводили огромную работу по налаживанию движения, организации воинских и эвакуационных перевозок.

Слияние Ярославской и Северной железных дорог
В конце 20-х - начале 30-х годов ХХ века большого строительства не велось. Однако железнодорожная лента все дальше забиралась на север;
28 декабря 1941 г. из Воркуты в Москву был отправлен первый состав с углем. В это же время происходят серьезные структурные перемены и в
1953 г. Ярославская и Северная железные дороги сливаются в одну Северную с центром в Ярославле.
1 октября 1923 г. Проведена инвентаризация имущества Северных железных дорог. Процент изношенности постоянных сооружений по некоторым отраслям хозяйства составлял 44%. Требовалась большая организация и техническая работа по восстановлению хозяйства дороги.

Электрификация пригородного движения
1924 г. Начались работы по электрификации пригородного движения на участке Москва – Пушкино, усиливается пропускная способность на участках Вятка – Свеча, Вологда – Тихвин, Кинешма – Ермолино, Иваново – Новки, Данилов – Буй.
1925 г. Подготовлена для внедрения современной диспетчерской связи линия Александров-Данилов, на участке Александров-Ростов установлены диспетчерские аппараты.
1928 г. В основном заканчивается восстановительный период. К этому году общая территория района тяготения к Северным железным дорогам составляет 793 квадратных км.
В течение 1929 - 1932 гг. полностью введены в эксплуатацию электрифицированные участки Москва - Болшево и Москва - Загорск, удлинены станционные пути направлений Лосиноостровская – Филино – Данилов – Вологда – Коноша, Череповец – Вологда, Вологда – Буй – Свеча, оборудовано автоблокировкой направление Москва-Свеча.
1932 - 1935 гг. Развитие соревнования на железнодорожном транспорте. Всей стране становятся известными имена ярославских машинистов В.А. Томке, А.П. Папавина.
1 ноября 1935 г. Первый дорожный слет ударников-отличников стахановского движения Северных железных дорог. Победителями его стали машинисты депо Буй – А.И. Данилов и депо Всполье – И.Н. Конев. Они явились инициаторами соревнования за увеличение технической скорости, повышение весовых норм поездов, безаварийную работу и экономию топлива.

Разделение Северных дорог на Северную и Ярославскую: строительство новых линий
14 мая 1936 г. Приказ НКПС СССР № 62/Ц "О разделении Северных железных дорог на две дороги – Северную с местонахождением управления в Вологде и Ярославскую с местонахождением управления в Ярославле".
1940 г. В последний предвоенный год начинается строительство новой линии Коноша – Вельск – Котлас, явившейся продолжением строящейся дороги Воркута – Чивью – Котлас.
Июнь 1942 г. Вступила в эксплуатацию Северо-Печорская железная дорога, которая связала центр с Крайним Севером, прошла по Заполярью на полярный Урал из Европы в Азию. Дорога вводилась в эксплуатацию участками. В 1942 г. введена лишь линия от Коноши до Кожвы. Участок от Кожвы до Воркуты был сдан в постоянную эксплуатацию только в 1949 г. Тогда же она стала называться просто Печорской.
1946 - 1950 гг. В эти годы продолжается новое строительство на обеих дорогах. На Ярославской: линии Кострома - Галич, на Северной: сооружение вторых путей на участке Вологда – Череповец. В депо Ярославль-Главный реконструирован цех подъемки паровозов.

Объединение Ярославской и Вологодской железных дорог в одну - Северную
Июнь 1953 г. Объединение Ярославской и Вологодской железных дорог в одну с названием Северная и местонахождением ее управления в Ярославле.
1956 г. Вступает в эксплуатацию линия Кострома – Галич протяженностью 127 км. Построено вагонное депо Шарья. Закончилось строительство автоматической блокировки на линии Данилов – Коноша протяженностью 350 км. Введена в действие диспетчерская централизация на участке Данилов – Буй – Николо-Полома.
1958 г. Начало строительства крупнейшего в Европе совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через Северную Двину в Архангельске. Он вступил в эксплуатацию в декабре 1964 г. Закончена электрификация участка Александров – Ярославль-Главный (170 км).

Слияние Северной и Печорской железных дорог: перевод на тепловозную тягу
14 июля 1959 г. Согласно приказу МПС № 42/Ц Северная железная дорога объединена с Печорской. К моменту объединения Печорской дороги с Северной на ней проведены большие капитальные работы по строительству новых участков.
1963 г. На тепловозную тягу переводятся участки Данилов – Буй – Свеча и Коноша – Архангельск.
1965 г. Протяженность участков дороги, переведенных на тепловозную и электровозную тягу, составляет почти 2400 км, или 47% общей протяженности.
1966 - 1967 гг. Тепловозная тяга пришла на самые отдаленные отделения дороги – Сосногорское и Воркутинское.

Одна из ведущих в стране магистралей. Переход на электротягу
Вторая половина ХХ века характеризуется относительной стабильностью границ и структуры Северной железной дороги. Прослеживается четкая специализация всех ее отделений.
На 80-е годы приходится пик объемов перевозок, с которым железнодорожники-северяне достойно справились. Это еще раз доказало правильность выбранного курса развития хозяйства Северной железной дороги, подтвердило высокую профессиональную подготовку людей, работающих на одной из ведущих в стране магистралей.
1970 - 1973 гг. Строительство новых линий Ядриха – Красавино – Великий Устюг, Архангельск-город – Паленьга. В Вологде строится электровозное депо.
1971 г. На электротягу переведен участок Ярославль – Тощиха. В 1973 г. электровозы стали ходить до Нерехты, а в 1982 г. до Костромы.
1973 г. Создан информационно-вычислительный центр (ИВЦ) – головная организация по разработке и эксплуатации автоматизированной системы управления (АСУ).
1975 г. Вступили в строй вновь построенные железнодорожные линии Сосногорск – Троицко-Печорск, Микунь – Кослан – Вендинга, Архангельск – Карпогоры, Первушино – Заволжье. К концу года завершается замена семафоров светофорами. Последний семафор заменен в ноябре на станции Межог Сосногорского отделения.
1981 г. Электрификация линии Данилов – Лоста – Вологда.
1982 г. Перевод на электротягу участка Вологда – Череповец – Кошта. В этом году на дорогу поступают первые персональные компьютеры. Идет разработка систем автоматизации рабочих мест. Они внедрены на 40 станциях.
1984 г. Первый длинносоставный (24 вагона) поезд отправился из Ярославля в Москву.
2001 г. Объединение отделений железной дороги: Архангельского и Сольвычегодского, Сосногорского и Воркутинского
2002 г. Начало реализации программы «Удлинение приемоотправочных путей ведущих станций»
2005 г. В первую поездку отправился Передвижной консультативно-диагностический центр «Хирург Николай Пирогов»
2007 г. На Северной железной дороге достигнут абсолютный рекорд приема и передачи вагонов по междорожным стыкам. Рекордные показатели, повысившие планку ежесуточной нормы, стали следствием масштабных инвестиционных вложений в инфраструктуру магистрали. Начата масштабная реконструкция важнейших узлов дороги: Череповецкого и Вологодского. Ведется активная работа по удлинению путей станций. Принята «Стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года», в которой Северной магистрали отводится одна из важнейших ролей. На полигоне дороги до 2030 года запланировано построить более 2 тысяч км новых путей.
2008 г. Северной железной дороге исполнилось 140 лет!
Завершено удлинение приемо-отправочных путей на ст. брантовка, Антропово, электрическая централизация ст. Котлас - Узловой, восстановлены разъезды Пиняги, Пуршево, Малька.
Выполнена масштабная реконструкция Ярославской детской железной дороги (протяженность линии была увеличена до 5,7 км, появились 2 новые станции, обновлен подвижной состав).
Рядом с железнодорожным вокзалом станции Ярославль-Главный открыт памятник основателю дороги С.И. Мамонтову.

2009 г. Завершен комплекс работ по разделению приемо-отправочных путей ст. Сулозеро, что позволило увеличить пропускную способность и провозную способность участка Маленга – Обозерская, удлинены приемо-отправочные пути на ст. Хемалда, внедрено МПЦ на ст. Беклемишево.
Выполнено строительство пешеходного моста через железнодорожные пути на 499 км на ст. Галич.

2010 г. На станции Вологда закончено строительство самого протяженного в европейской части России пешеходного моста над железнодорожными путями, построенного с использованием самых современных технологий.
Завершены работы по строительству волоконно-оптической линии связи и линейного тракта на участке Сосногорск-Воркута.

2011 г. Внедрена новая технология диспетчерского руководства в ДЦУП на направлениях Свеча – Кошта, Александров – Меленьга с использованием табло коллективного пользования.
Завершены работы по техническому перевооружению устройств контактной сети участка Ярославль-Главный-Александров перегон Балакирево-Берендеево 1 и 2 путь, внедрению МПЦ на ст. Шушково.
В результате проведенной модернизации инфрастуктуры на 95,8 км участка Александров-Ярославль-Главный увеличена скорость до 140 км/ч.

2012 г. Внедрен в эксплуатацию четвертый главный путь на участке Череповец-1-Череповец-2 для обеспечения пропуска возрастающего грузопотока на решающем направлении Белезино – Лоста – Бабаево в порты Северо – Западного региона.

2013 г. Северной железной дороге исполнилось 145 лет!
Важнейший показатель работы железной дороги – объемы передачи вагонопотока на другие магистрали страны.
Разработан особый документ – «Единый технологический процесс». В котором собраны, актуализированы и синхронизированы технологии работы всех подразделений дороги, нормированы показатели, выполнение которых позволяет достигать заданного уровня передачи вагонов по междорожным стыкам. Технологическими средствами, без масштабного инвестирования, дорога добилась существенного увеличения показателя сдачи вагонов по стыкам.

2014 г. Произведено техническое перевооружение устройств автоблокировки участка Удима – Реваж и устройств контактной сети станции стыкования Данилов, реконструкция устройств контактной сети перегона Балакирево – Александров.
Завершен комплексный проект реконструкции объекта историко-культурного наследия – здания вокзала Рыбинск. В результате реализации проекта удалось воссоздать первоначальный облик сооружений начала ХХ века.
2015 г. Завершены работы по строительству нового административно-технического здания Цента диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры в г. Ярославле.
В лечебно – оздоровительном комплексе «Сахареж», ключевом социальном объекте магистрали, открылся новый спортивный комплекс с бассейном и спортивным залом.
Завершено строительство нового комплекса термического обезвреживания отходов КТО-500 в рамках инвестиционной программы «РЖД». Он используется для уничтожения чрезвычайно токсичных, опасных для человека субстанций. Услугами завода пользуются не только предприятия Северной железной дороги, но и сторонние организации.

2016 г. Состоялось открытие нового здания железнодорожного вокзала Княжпогост в Республике Коми.
Завершено строительство многофункционального спортивного комплекса НП ХК «Локомотив», выполнявшееся в рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД». Это многофункциональное спортивное сооружение, в состав которого входят: жилая, реабилитационная, спортивно-тренировочная часть, открытое футбольное поле, теннисный корт, детская площадка. В комплексе организовано высокотехнологичное медицинское обслуживание.

2017 г. Между Ярославлем и Рыбинском начал курсировать новый пригородный поезд-экспресс «Чайка».
Обеспечен ввод в постоянную эксплуатацию 6,98 км участка III главного пути со стороны ст. Кошта с переключением во II главный путь, а II главного пути – в I главный путь в рамках проекта реконструкции станции Череповец II (1 этап). Реализация проекта позволила увеличить пропускную способность горловины станции Череповец II с 76 до 95 пар поездов в сутки, ликвидировать режущие маршруты путем строительства 3-го главного пути и укладки 9 стрелочных переводов в горловине станции
В эксплуатационном локомотивном депо Ярославль-Главный завершены работы по замене существующего пролетного строения поворотного круга на новое с устройством железобетонных фундаментов. Поворотный круг позволяет обслуживать локомотивы серии ВЛ10, ВЛ11, ЧМЭЗ, ТЭМ14 и одиночные секции 2ТЭ10.

2018 г. Северной железной дороге исполнилось 150 лет!
Открыт новый маршрут электропоезда «Ласточка», который связал скоростным сообщением Иваново и Москву.
На вокзале Кострома состоялось открытие мемориальной доски Федору Чижову, одному из основателей дороги.
Северная железная дорога в течение суток (2 августа 2018 года) впервые обеспечила передачу по междорожному стыку Кошта на Октябрьскую железную дорогу 110 пар поездов. Это обеспечило общую передачу грузовых вагонов на другие магистрали в количестве 17750 вагонов, что является абсолютным рекордом за всю историю. Начали курсировать дневные скорые поезда по маршрутам Вологда - Москва и Сыктывкар -Усинск. Началось строительство нового железнодорожного вокзала на станции Сосногорск.   

2019 г. Началась реализация проекта строительства Северного широтного хода. Открылось ретро движение на Ярославской детской железной дороге: в парк действующего подвижного состава дороги включен паровоз ГР-332 1951 года выпуска.