16
955
3006744

История строительства Красноярской железной дороги

Идея сооружения грандиозной дороги пришлась по душе императору Александру III. Затем были годы труднейших изысканий, проектов, вариантов, расчетов, и, наконец, в феврале 1891 г. царь подписал высочайший рескрипт о строительстве железной дороги от Челябинска до Владивостока длиною 7717 верст.

Текст документа, обращенный к цесаревичу Николаю, будущему императору, гласил: “…Повелев ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дарами природы Сибирской области с сетью внутренних рельсовых сообщений, Я поручаю Вам объявить такую волю мою… Знаменательное Ваше участие в начинании предпринимаемого мною сего истинно народного дела послужит новым свидетельством душевного моего стремления облегчить сношения Сибири с прочими частями Империи и тем явит сему краю, близкому моему сердцу, живейшее мое попечение о мирном его преуспеянии ”.


Для ускорения работ Великий Сибирский путь было решено строить одновременно с двух концов: от Владивостока на запад и от Челябинска на восток, прокладывая железную дорогу длиною свыше семи тысяч верст на встречных курсах. Соединиться они должны были на середине труднейшего и сложнейшего пути. Там, где сегодня пролегает Красноярское звено Транссиба.

19 мая 1891 года возвращавшийся из кругосветного путешествия на крейсере «Память “Азова”» наследник царского престола цесаревич Николай, будущий император, заложил первый камень в основание вокзала станции Владивосток на берегу бухты Золотой Рог и отсыпал первую тачку грунта в полотно Великого Сибирского рельсового пути.

Так был дан старт строительству Великого Сибирского пути на Дальнем Востоке.

По плану на стройку всей трассы отводилось 10 лет. 14 января 1893 года указом императора цесаревич возглавил Комитет Сибирской железной дороги.

Ввиду масштабности предстоящих работ на строительстве самой длинной в мире магистрали было решено разделить будущую дорогу на шесть участков: Западно-Сибирский, Средне-Сибирский, Кругобайкальский, Забайкальский, Амурский и Уссурийский.

Будущая Красноярская железная дорога входила в Средне-Сибирский участок длиною 1848 км, по проекту пролегавший от Оби через главный город Енисейской губернии до Иркутска.

Работа проводилась пооперационно специализированными группами рабочих в несколько этапов: раскладка шпал по полотну (на одну версту приходилось 1500 штук), определение мест стыков, зарубка гнезд для рельсов на шпалах, их выравнивание к подходу рабочего поезда с рельсами, раскладка их по шпалам… Следом рельсы соединяли болтами. Затем вступали в дело костыльщики – они крепили рельсы к шпалам. Рихтовщики выравнивали изгибы свежеуложенных звеньев пути. Потом выполнялась подбивка землей полотна. И завершалась работа засыпкой балласта на готовом участке железной дороги…

Каждая группа артели работала четко, не задерживая других, что было залогом успеха. Благодаря столь отлаженной работе, на Средне-Сибирском участке удавалась в день укладывать по шесть, а иногда и более километров пути по уже готовому полотну. Даже по сегодняшним меркам это отличный результат, если учесть, что тогда не было ни путевых машинных станций, ни МАЗов, ни КамАЗов, не говоря уже о БелАЗах, ни экскаваторов, ни кранов, ни бульдозеров… Все работы выполнялись артелью вручную, да с использованием средств малой механизации в виде вагонеток, тележек, подвод, запряженных лошадьми.

Вот что сообщал в одном из писем известный инженер-путеец, ставший позже крупным писателем, Н. Гарин-Михайловский: “Изнурение и усталость, а тут еще дождь, необходимость спать в грязи, под открытым небом… Мириады насекомых вьются над этими печальными пестами. Комары серые и рыжие, мошки, оводы, слепни…”.

Несмотря на колоссальные трудности, работа на трассе шла опережающими темпами. Строились всё новые станции, вокзалы и железнодорожные мастерские – будущие депо.

Уже к концу 1893 года начали работать паровозные мастерские в Боготоле.

Через год принял первых пассажиров вокзал на станции Ачинск. В том же году в Красноярске открылось Сибирское техническое училище – кузница техников-железнодорожников.


В 1895 г. началось регулярное сообщение по Боготольскому отрезку магистрали.

В том же году в Красноярске был принят в эксплуатацию железнодорожный вокзал – единственный на участке вокзал II класса из камня общей площадью 220 кв.м, с камерой хранения, двумя залами ожидания для пассажиров, буфетом, фонарями из газовых рожков на привокзальной площади. Этот вокзал прослужил дороге более шестидесяти лет.

6 декабря 1895 года, на год раньше намеченного срока, на станцию Красноярск прибыл первый поезд.

Но лишь 1 января 1899 года участок Красноярск – Иркутск был официально передан в ведение Управления казенных железных дорог с организацией платного движения пассажиров.