16
955
3006744

Дальневосточная детская железная дорога

 (г. Южно-Сахалинск)


В начале 1953 года политотдел Дальневосточная ДЖД (г. Южно-Сахалинск), не желая отставать от других магистралей страны, предложил построить на острове детскую железную дорогу. В октябре 1953 года 520 школьников 5-9 классов приступили к изучению основ железнодорожных специальностей в кружках юных железнодорожников при школах города и Доме пионеров.

К началу июня 1954 года вокруг озера Верхнее в Парке культуры и отдыха имени Гагарина был построен кольцевой путь протяжённостью 2 км (полная эксплуатационная длина 2,2 км), ширина колеи 750 мм. В юго-западной части кольца было сделано ответвление в двухстойловое деревянное депо. На маршруте ДЖД было построено несколько водопропускных труб и два металлических моста через реку Рогатку с длиной пролётов 9 и 15 м, соответственно. Продольный профиль пути оказался весьма сложным, с большими уклонами.

На западной и восточной сторонах кольца было построено два остановочных пункта без путевого развития – «станция Комсомольская» и «остановочный пункт Пионер».
6 июня 1954 года состоялось торжественное открытие малой Сахалинской железной дороги.
На момент открытия детская дорога располагала одним паровозом УК-159-238 серии 159 с видоизменёнными будкой и ходовым мостиком, и тремя двухосными деревянными пассажирскими вагонами, построенными в 1902 году в Прибалтике.

Первое время поезда Южно-Сахалинской ДЖД шли по кольцу против часовой стрелки. В следующем, 1955 году паровоз с помощью крана был развёрнут, а направление движения поездов по кольцу изменено на противоположное. Именно так поезда ходят и до сих пор.
Начав работать с электрожезловой системой, Южно-Сахалинская ДЖД очень скоро была переоснащена полуавтоматической блокировкой, а впоследствии стала одной из первых детских железных дорог страны, оборудованных автоматической блокировкой.
В конце 1980-х годов была пересмотрена программа обучения юных железнодорожников. Помимо детской железной дороги они стали проходить практику и на предприятиях Южно-Сахалинского узла – работали дублёрами машинистов тепловозов и дизель-поездов, проводников пассажирских поездов, дежурных по станции.

В 1990-х годах произошло полное обновление парка подвижного состава. Дорога получила тепловоз ТУ7-2628 и пять пассажирских вагонов ПВ51. В 2009 – тепловоз ТУ7А-3351 и несколько пассажирских вагонов. Спустя два года поступил ещё один тепловоз – тепловоз ТУ10-005 и ещё два пассажирских вагона ВП750 Камбарского машиностроительного завода. А ТУ7-2628 передан в распоряжение службы пути «большой» дороги.

На сегодняшний день на дороге эксплуатируется два тепловоза (ТУ7А и ТУ10 №005) и восемь пассажирских вагонов.

Здание станции Комсомольская

Открытие движения поездов

Посвящение в юные железнодорожники

Отправление поезда

Поезд в пути

Юный машинист