16
955
3006744

Ярославская детская железная дорога


Ярославская детская железная дорога – одна из старейших детских железных дорог России. О строительстве Малой Ярославской дороги задумались ещё в 1937 году, но помешала война.
Строительство узкоколейки началось в июле 1945года, а в первую годовщину Великой Победы 9 мая 1946 г. состоялось открытие детской дороги. Проходила дорога по левому берегу Волги и имела 3 станции: «Волга», «Родина» и «Победа». Два перегона общей длиной 5,5 км были оборудованы полуавтоматической блокировкой и электрожезловой системой.
Подвижной состав состоял из 2 трофейных паровозов HF11001 и Рп-770 и 5 благоустроенных пассажирских вагонов.

В 1958 году во время заполнения Горьковского водохранилища дорогу пришлось закрыть, так как не обеспечивалась безопасность движения поездов.
Торжественное открытие новой дороги состоялось 17 апреля 1970 года в Яковлевском бору. Протяжённость дороги составляла 3,2 км. Дорога включала в себя две станции – «Пионерская» и «Луговая», а между ними – платформа «Зелёная». Дорога была оборудована полуавтоматической блокировкой. Поезд «Орлёнок» состоял из двух тепловозов ТУ3 и пяти пассажирских вагонов.
В 2008 году руководство Северной железной дороги принимает решение о реконструкции Малой Северной ДЖД, в результате чего протяжённость дороги увеличилась до 5,7 км. Появились две станции – «Пионерская», «Яковлевская» и три пассажирские платформы – «Зелёная», «Луговая» и «Юбилейная». Здания приобрели современные фасады, заменен подвижной состав. Сегодня это два тепловоза ТУ7А и четыре пассажирских вагона Камбарского машиностроительного завода. За короткое время был проведен капитальный ремонт железнодорожного полотна с заменой деревянных шпал на железобетонные, рельсов Р43 на Р50, уложены новые пути, установлено современное оборудование железнодорожной автоматики и средств связи.

Фирменный поезд «Северяночка» отправляется теперь в путешествие по Яковлевскому бору при помощи компьютера. Ярославская детская железная дорога оснащена современными обучающими тренажёрами и макетами. С малым универсальным тренажёром «Пенза-107» могут ознакомиться даже пассажиры в зале ожидания. По тренажёру-макету железной дороги курсируют 5 мини-поездов проезжая станции, мосты, тоннели, переезды. Управляют этим перевозочным процессом юные железнодорожники с помощью компьютеров. Это учебное пособие предназначено для практических занятий по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».
Для подготовки машинистов и помощников машиниста тепловоза специально закупили и установили современный компьютерный тренажёр «Торвест-видео» – «Кабина машиниста ТУ7А».
Летом 2011года на Ярославской ДЖД открылся интерактивный музей, не имеющий аналогов на других детских железных дорогах.

«Музей необыкновенных путешествий из века XIX в век XXI» состоит из трёх залов, каждый из которых рассказывает об истории железнодорожного транспорта в Северном регионе. Оснащен импровизированной кабиной машиниста, где можно посмотреть фильм о Северной железной дороге в формате 5D со всеми сопутствующими спецэффектами. 
На дороге обучается 1167 юных железнодорожников. Ежегодно поступает в железнодорожные учебные заведения более 60 человек.
За время летней практики в вагонах поезда «Северяночка» перевезено 16100 пассажиров.


Площадь ДЖД

ДЖД. Общий вид

Детский городок

Здание вокзала

Паровоз-памятник

Поезд на Пионерской

Вид сверху

Состав в пути

Макет дежурного по станции

Тренажер машиниста