16
955
3006744

Приволжская детская железная дорога


История детской железной дороги (ДЖД) началась 14 августа 1946 года, когда министр путей сообщения СССР И. Ковалев издал приказ № 558 «Об организации детской железной дороги в Сталинграде».
Приволжская (Малая Приволжская) детская железная дорога находится в центре города Волгограда (до 1925 года – Царицын, до 1961 года – Сталинград), в пойме реки Царицы.

Решение о строительстве детской железной дороги в Сталинграде было принято в 1947 году, когда город ещё не был полностью восстановлен после военных действий. Дорогу открыли 2 мая 1948 года. Она была названа Малой Сталинградской (в то время Сталинград являлся центром Сталинградской железной дороги). 
Первоначальная ширина колеи составляла 600 мм. Использовался трофейный подвижной состав соответствующей колеи, взятый на разобранных военно-полевых узкоколейных железных дорогах, которые были построены немецкими войсками в ходе наступления на Сталинград.

Протяжённость детской дороги составляла 3,15 км. Её путь проходил по набережной правого берега Волги от устья реки Пионерки (Царицы) до Мамаева Кургана. Станция, находившаяся у Мамаева кургана, называлась «Родимцево», вторая – «Пионерка». На обеих станциях имелись деревянные станционные постройки.
В 1960 году возникла необходимость в перешивке пути с колеи 600 мм на колею 750 мм, вызванная получением нового подвижного состава: тепловоза ТУ2-099 и нескольких вагонов PAFAWAG, а также мотовоза ТУ2м-040. Паровая тяга была заменена тепловозной. В отличие от прежних лет новый подвижной состав был оборудован автотормозами. Всё это стало для ДЖД большим шагом вперёд. В первой половине 1970-х годов локомотивный парк Волгоградской ДЖД пополнился тепловозом ТУ2-251. Вагоны были сформированы в три состава («Пионерия», «Комсомолец» и «Волгоград») по 3-4 вагона в каждом и выкрашены в три разных цвета – красный, синий и зелёный.

В 1978 году дорога была разобрана в связи со строительством речного вокзала и перенесена в пойму реки Царица, а летом 1979 года открылась снова. Протяженность её главных путей уменьшилась с 3,15 км до 1,2 км, при этом количество станций увеличилось до трёх – платформа «пл. Чекистов» (тупиковая), станция «Пионерская» (сквозная), платформа «Гаситель» (тупиковая). Стрелочные переводы всех трёх станций имеют ручной привод. Поскольку дорога строилась, как времянка, средства сигнализации на перегонах ДЖД отсутствуют На сегодняшний день на дороге имеется два действующих тепловоза ТУ7А, ТУ10 и 6 пассажирских вагонов Камбарского машиностроительного завода.
Путь ДЖД проходит по дну оврага, где раньше протекала речка Царица, ныне забранная в трубы. Первоначально это считалось временной мерой, но в таком виде дорога продолжает работать и по сей день.

Программа обучения рассчитана на 4 года. За это время дети знакомятся с основами деятельности железнодорожного транспорта, организацией движения поездов и другими основными профессиями железнодорожников. С 01 октября 2011 года возобновлена работа кружка технического моделирования.


слева направо: Фролов Андрей Владимирович – машинист-инструктор эксплуатационного локомотивного депо на станции Волгоград-1– сопровождающий, Ситников Владислав Игоревич – юный железнодорожник – участник конкурса в номинации «Лучший машинист тепловоза ТУ-7», Семененко Игорь Викторович – начальник детской железной дороги Волгоградского участка Дирекции социальной сферы Приволжской железной дороги – филиала ОАО РЖД, 
 
1-ряд слева направо Баженов Вячеслав Дмитриевич, Линкевич Адам Николаевич, Инютина Кристина Сергеевна, Ионов Евгений Владимирович, Акимов Дмитрий Юрьевич, 2-ряд инструктор Приволжской детской железной дороги Гриценко Максим Анатольевич, Начальник Приволжской детской железной дороги Семененко Игорь Викторович.
В 2012 году после капитального ремонта под свои своды технику и детей приняло обновлённое локомотивное депо

В 2013 году в рамках перевооружения учебной базы дороги, при непосредственном участии заместителя Начальника Приволжской железной дороги по кадрам и социальным вопросам Нелипы Геннадия Николаевича, получен действующий макет железной дороги в масштабе 1:87 
За 65 лет своего существования, именно столько лет отметила в 2013 году детская железная дорога в городе Волгограде, дорога сменила несколько названий.

1948

Малая Сталинградская железная дорога

1964

Малая Приволжская железная дорога

1968

Малая Приволжская железная дорога им. 50-летия ВЛКСМ

1972

Детская железная дорога Приволжской ордена Ленина железной дороги

1987

Детская железная дорога на станции Волгоград Приволжской железной дороги

2001

Детская железная дорога Волгоградского отделения Приволжской железной дороги

2003

Детская железная дорога Волгоградского отделения Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»

2010

Детская железная дорога Волгоградского участка спортивно-оздоровительного центра Дирекции социальной сферы Приволжской железной дороги – филиала ОАО«РЖД»

2011

Детская железная дорога Дирекции социальной сферы Приволжской железной дороги – филиала ОАО«РЖД»

01.10.

2011

Приволжская детская железная дорога – структурное подразделение Приволжской железной дороги – филиала ОАО «РЖД»


Снова в путь


В пути

Занятия на ДЖД

Юный машинист

Тепловоз ТУ

Пассажирский вагон Камбарского машиностроительного завода

Тепловоз ТУ7А

Тепловоз ТУ10
Тепловоз ТУ2-251

Первый паровоз ДЖД 1948 г.