16
955
3006744

Свободненская детская железная дорога


В январе 1939 года, после опубликования в газете «Пионерская правда» письма Тифлисских пионеров с призывом строить детские железные дороги по всей стране, группа школьников города Свободный и станции Михайло-Чесноковская обратилась к «всесоюзному старосте» М.И.Калинину с просьбой разрешить строительство в их городе первой на Востоке страны детской железной дороги. Развитие железнодорожного транспорта в то время было одним из приоритетных направлений в Советском Союзе, поэтому идея постройки ДЖД была одобрена правительством и в середине марта 1939 г. начались подготовительные работы. Руководство строительством было возложено на бывшего инструктора политотдела Амурской железной дороги С.П. Гелерштейна, ставшего впоследствии начальником ДЖД, проектно-изыскательскими работами занялись проектные организации Амурской магистрали. По разработанному проекту детской дороге передавалось здание оборотного депо станции Михайло-Чесноковская. На его базе планировалось построить паровозо-вагонное депо и центральную станцию «Сталинское счастье» (ныне ст. «Юность») с помещениями для учебных классов, сразу за мостом планировалось разместить блок-пост «Дальневосточный», у совхоза Свободненский остановка – блок-пост «имени Павлика Морозова». Конечная остановка – станция «Пионерская» – намечалась на опушке соснового бора около деревни Бардагон. Именно в таком виде проект и был принят к реализации.

1 октября 1939 года одновременно в двадцати кружках юных железнодорожников началась подготовка кадров для будущей ДЖД, а уже 14 октября началось строительство дороги. Для подвоза балласта, рельсов и шпал использовался паровоз К.265 постройки Коломенского завода (1898 год) и две двухосные грузовые платформы. Накануне первомайских праздников 1940 года строящаяся дорога получила паровоз 159-575, построенный в 1938 году, а через несколько дней комсомольцы Михайло-Чесноковского вагоноремонтного завода рапортовали о постройке специально для ДЖД шести двухосных 24-местных пассажирских вагонов.

4 августа 1940 года первая очередь детской дороги имени Л.М.Кагановича была принята в эксплуатацию. Локомотивная бригада на паровозе К.265 провела первый поезд на четырёхкилометровом участке от станции «Сталинское счастье» до станции «Дальневосточная», оснащённом электрожезловой системой с аппаратами Трегера и межстанционной телеграфной связью.
Весной-летом 1941 года протяжённость пути детской железной дороги выросла ещё на два километра и составила 6,1 км. Дальнейшему строительству ДЖД помешала начавшаяся Великая Отечественная война. По проложенной осенью 1941 года временной ветке до совхоза Свободненский юные железнодорожники обеспечивали бесперебойную доставку строевого леса, угля, дров и соли для совхозного мясокомбината, а обратно везли мясо и овощи. Всего же за годы войны по детской дороге было перевезено более 26 тысяч тонн народнохозяйственных грузов.

Летом 1950 года, с приходом нового начальника Малой Амурской железной дороги И.Ф. Новицкого, вспомнили о довоенных планах продления детской дороги до пионерских лагерей и к 7 ноября 1950 года длина дороги увеличилась на два километра, а к 1 июня 1951 года достигла проектной длины 10,5 км при полной эксплуатационной длине 11,6 км. Тогда же построено здание вокзала конечной станции «Пионерская». В 1952–53 годах детской железной дороге был передан паровоз серии 159 – № 288.
В 1960 году парк подвижного состава ДЖД пополнился тепловозом ТУ2-044, а в 1963 году – несколькими цельнометаллическими вагонами PAFAWAG постройки Вроцлавского вагоностроительного завода. Старый подвижной состав был списан.

К 1970 году существенной реконструкции подверглись системы связи и блокировки. На перегонах взамен электрожезловой системы была смонтирована полуавтоматическая блокировка, а на станциях – ключевая зависимость стрелок и сигналов. Дорога оборудована локомотивной радиосвязью, диспетчерской связью, получили тепловозы ТУ2-074 и ТУ2-072. В конце 1970-х, а скорее – в начале 1980-х годов с Хабаровской ДЖД получен тепловоз ТУ2-001.
В самом начале 1990-х годов дорога получила новые пассажирские вагоны ПВ51 Демиховского машиностроительного завода. Польские вагоны PAFAWAG были списаны.

В 1997 году с Читинской ДЖД прибыл ещё один тепловоз – ТУ2-069. Таким образом, на сегодняшний день в инвентарных списках Свободненской ДЖД числится три тепловоза – ТУ2-001, ТУ2-069 и ТУ2-072.

Юные железнодорожники г. Белогорска

Подвижной состав

Кондуктор

Юбилейная дата Свободненской ДЖД


Аттестация юных железнодорожников

Поездной диспетчер

Экскурсия в музей ж.-д. транспорта