16
955
3006744

Тульская детская железная дорога


Инициатором строительства детской железной дороги в городе Сталиногорске Тульской области выступил в 1953 году директор комбината «Москвауголь» (позже – заместитель министра угольной промышленности СССР) Дмитрий Георгиевич Оника.

21 декабря 1953 г. Сталиногорская (позже Новомосковская, ныне Тульская) детская железная дорога была открыта. Она включала в себя станции «Березки» и «Дубки», паровозное депо, платформу, семафор.
17 декабря 1954 года Председателем Совета министров СССР было подписано распоряжение о передаче находящейся на балансе Министерства угольной промышленности СССР детской железной дороги в подчинение Министерства путей сообщения СССР.

26 мая 1955 года детская железная дорога была открыта. В то время на дороге работали четыре четырехосных тридцати шести местных пассажирских вагона, два паровоза типа 159-121 и 159-556. Впоследствии их сменили паровозы Гр. В 1970 г. дорога получила тепловоз ТУ2-241, а в 1971 г. ещё один – ТУ2-126 после капитального ремонта.
В первые годы существования дороги движение поездов осуществлялось по электрожезловой системе. С 1972 г. дорога оборудована односторонней автоблокировкой, межстанционной телефонной связью, поездной радиосвязью. Все стрелочные переводы имеют ручной привод. На дороге используются одновременно как линзовые светофоры (ст. «Березки»), так и прожекторные (платформа «Юннатская», ст. «Пионерская»).

В 1974 г. по инициативе руководства Новомосковского отделения дороги было решено построить новое здание детской железной дороги.
17 августа 1981 года Новомосковской детской железной дороге было присвоено почетное звание «Образцовое внешкольное учреждение».
В рамках реконструкции в сентябре 2010 года на ДЖД прибыл новейший тепловоз ТУ10 «Колибри», а также восемь вагонов модели 43-0011 Камбарского машиностроительного завода. Проведен капитальный ремонт железнодорожного полотна, рельсы типа Р-50 уложены на железобетонные шпалы, общая протяженность пути стала 2,7 км, уложено восемь стрелочных переводов марки 1/9, построены две новые станции - «Парковая» и «Исток Дона», капитально отремонтировано локомотивное депо, административное здание, построен новый крытый ангар для вагонов.

Детская дорога - единственное в Тульском регионе железнодорожное предприятие, оборудованное микропроцессорной централизацией «Эбилог-950» шведской фирмы «Бомбардье», которая позволяет управлять стрелками и сигналами на ДЖД с одного компьютера. 

Административное здание детской железной дороги

Станция Парковая

Капитально отремонтированное локомотивное депо и новый ангар для вагонов

«Колибри» в пути

Рабочие будни

«Паровозик счастья» установлен на Аллее Молодоженов

Юные железнодорожники на вручении премии «Золотая колесница»