16
955
3006744

Челябинская детская железная дорога (г. Курган)

Вопрос о строительстве детской железной дороги в г. Кургане впервые был поднят осенью 1978 года на комсомольской конференции железнодорожного узла. Рассматривалось три варианта размещения ДЖД – на Увале, в зоне отдыха «Голубые озёра» и в Центральном парке культуры и отдыха, расположенном на острове, который образован старицей Тобола. После длительного изучения и сравнения вариантов был выбран Центральный парк культуры и отдыха.

27 августа 1986 года началось строительство детской железной дороги, был забит символический серебряный костыль, на котором запечатлена дата начала строительства. В 1987 году были проложены первые 300 метров пути, была разработана документация на мост и вторую часть дороги. В этом же году в Курган был доставлен тепловоз ТУ2-047 из депо Шильда (Оренбургское отделение Южно-Уральской железной дороги). Затем началось строительство вокзала. Вместе со специалистами дорогу строили комсомольцы и молодежь Курганского железнодорожного узла и учащиеся железнодорожной школы № 30. Работы велись медленными темпами и продолжались несколько лет.

Движение поездов на Курганской ДЖД было открыто 13 августа 1989 года в день города. Длина дороги составила 1,5 км. Были построены две станции – «Пионерская» и «Звёздочка». Станция «Пионерская» является главной станцией Курганской детской железной дороги. К этому времени на ней было построено кирпичное здание вокзала и две высокие платформы. Южный конечный пункт – станция «Звёздочка», также имеет высокую посадочную платформу. На дорогу поступил подвижной состав – тепловоз ТУ2-159 и 2 пассажирских вагона Pafawag из депо Булаево, принадлежавших Петропавловскому отделению Южно-Уральской железной дороги.

Трасса узкоколейной железной дороги на протяжении первых сотен метров пролегает по городскому парку. На границе парка находится железобетонный мост через протоку Бетёвка (старое русло реки Тобол), протяжённость которого составляет 55 метров. Его высота над уровнем воды настолько мала, что каждую весну полотно дороги скрывается под водой. В случае угрозы затопления станции «Пионерская» весь подвижной состав выводится на станцию «Звёздочка», которая находится на 13 метров выше Пионерской.

В конце 1990-х годов из-за отсутствия денег на ремонт оборудования, смонтированная на перегоне автоблокировка не использовалась, электрическая централизация работала только на станции «Пионерская», а на станции «Звёздочка» стрелки, оснащённые электроприводами, переводились с помощью курбеля. Из двух тепловозов работал только ТУ2-159, а ТУ2-047 служил для него источником запчастей.

Сейчас всё это в прошлом. Весной 2011 года прошла реконструкция дороги. К вокзалу ст. «Пионерская» пристроен учебный класс и зал ожидания, электрифицирована станция «Звездочка». На всём протяжении пути уложены бетонные шпалы, капитально отремонтированы станционные постройки. На дорогу доставлены новые тепловоз ТУ10 и два пассажирских вагона Камбарского машиностроительного завода. Ежегодно проходят обучение и практику 96 детей преимущественно школы-интерната № 17. В учебные заведения поступает ежегодно 5-6 выпускников. На дороге работает только один человек, выполняющий одновременно обязанности руководителя и инструктора.


Новое здание вокзала ст. Пионерская

Подвижной состав - тепловоз ТУ2

Курганские юные железнодорожники