16
955
3006744

Читинская детская железная дорога


В марте 1971 года на техническом совете управления Забайкальской железной дороги было принято решение о строительстве детской железной дороги в городе Чите. 16 мая 1971 года на берегу реки Читинки состоялся митинг, посвященный началу строительства, пионеры, вместе со старейшим машинистом, участником войны Ю.Я. Савосиным, забивают костыль в первое звено будущей дороги.
В строительстве дороги принимали участие студенты Читинского техникума железнодорожного транспорта, учащиеся школ города, а также подразделения Читинского отделения Забайкальской железной дороги. За два с половиной месяца были построены две станции – «Спортивная» и «Пионерская», участок пути 3,5 км, связавший их.

2 августа 1971 года все было готово к открытию Малой дороги, но за несколько часов до торжества разбушевалась стихия, прошел проливной дождь. В результате наводнения под водой оказался весь маршрут ДЖД.
Восстановительные работы длились месяц и 2 сентября 1971 года состоялось открытие Читинской детской железной дороги . Три десятка мальчишек и девчонок стали первыми организаторами движения на Читинской детской железной дороги.
Построенная почти в центре города, дорога оказалась на месте намечаемого строительства Мемориала Памяти воинам-забайкальцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Дорогу пришлось перенести.

Новая дорога длиной 6 км протянулась от города до поселка Каштак вдоль реки Читинки. Практически весь путь был проложен заново, от прежней дороги осталась лишь станция «Спортивная» и первый километр пути. Маршрут оборудован полуавтоматической блокировкой, а станции – ключевой зависимостью стрелок и сигналов с замками Мелентьева на стрелках. Для обслуживания подвижного состава на станции «Спортивная» оборудован экипировочный пункт со смотровой канавой и электрическими винтовыми домкратами. 
С 1972 года на ДЖД работает кружок «Технического моделирования». Юные моделисты детской дороги стали постоянными участниками выставок технического творчества.
Пассажирское движение на новой дороге открылось 11 августа 1974 года. Удачный выбор маршрута дороги (из города до дачного поселка) обеспечил постоянный пассажиропоток. Для организации движения по дороге в два состава со скрещением на 4-м километре был построен разъезд «Северный». Из-за особенностей путевого развития, при обращении двух составов, в них было разное количество вагонов: в одном – 5 вагонов, в другом – 3.

В середине 70-х годов парк подвижного состава дороги состоял из двух тепловозов (ТУ2-069 и ТУ2-208), 12 пассажирских вагонов Pafawag и 21 грузового вагона. В 1978-79 гг. на станции «Спортивная» построено совмещенное с управлением дороги и учебным корпусом двухпутное локомотивное депо на 4 тепловоза, оборудованное мостовым краном, парк подвижного состава пополнился тепловозом ТУ2-122, полученным из депо Паневежис.
С начала 80-х годов один из перегонов оборудован автоблокировкой с проходным светофором, дорога оснащена локомотивной радиосвязью.

В начале 90-х годов значительно обновлен подвижной состав. Восемь из двенадцати вагонов Pafawag были списаны, а вместо них получено 9 вагонов ПВ40. Из трех старых тепловозов в эксплуатации осталось лишь два – ТУ2-122 и ТУ2-208, но добавилось два новых – ТУ7А-3199 и ТУ7А-3214.
До 2008 года дорога имела две станции и один разъезд, движение осуществлялось двумя поездами «Юность» и «Смена». Осенью 2008 года участок пути в 2 километра 250 метров был демонтирован в связи со строительством городского моста с большой интенсивностью движения, что угрожало безопасности движения поездов детской дороги.

К празднованию 100-летия Забайкальской железной дороги главная станция детской дороги «Спортивная» стала называться «Поречье». В настоящее время протяжённость однопутной линии эксплуатируемого участка Малой железной дороги от станции «Поречье» до станции «Северная» 3 км 750 м, колея 750 мм. На станции «Поречье» построен исторический комплекс из деревянных железнодорожных зданий по проектам 1913 года. Это здание станции, пожарный сарай, водогрейка, отхожее место, будка стрелочника и часовня.
В 2010 году на почетный пьедестал установлен тепловоз ТУ-2 № 122 1956 года выпуска, который работал на узкоколейных магистралях Советского Союза. Этот локомотив достойно отработал на ДЖД с 1971 по 2010 год.
Подвижной состав Читинской детской железной дороги состоит из 4-х узкоколейных локомотивов, один из них – тепловоз ТУ2 (1958 года постройки), а также 2 тепловоза серии ТУ7А, 3 пассажирских вагона Камбарского машиностроительного завода. В 2012 году добавились новый тепловоз серии ТУ10 и 3 пассажирских вагона.

В плане реконструкции были сданы в эксплуатацию два корпуса:
• Учебный корпус, в котором находятся новые учебные классы, современные макеты, учебные пособия, тренажеры, актовый на 220 мест и выставочный залы, гардероб. В просторном выставочном зале выставлены модели подвижного состава, макеты, сделанные руками юных железнодорожников, и творческие работы юных железнодорожников.
• Гостиничный комплекс на 120 спальных мест и столовая на 60 посадочных мест для проживания детей с линейных станций во время летней производственной практики. В гостиничном комплексе имеются помещения для досуга детей, в которых размещены телевизоры, спортивные тренажеры, бильярд, столы для настольного тенниса и пр.
• Проведена замена верхнего строения пути станции Поречье, заменены рельсы с Р-43 на Р-65, уложены железобетонные шпалы. Проведено благоустройство территории станции с укладкой тротуарной плитки, установкой навеса на пассажирской платформе.

Ежегодно сюда приходят получать знания и навыки работы на железнодорожном транспорте дети школ города Читы и ребята с линейных станций Забайкальского края.
Движение поездов по Малой дороге организовано так, чтобы дети участвовали во всех операциях по приёму-отправлению поездов, производству маневровой работы, обслуживанию пассажиров и подвижного состава, чтобы они попробовали себя в роли железнодорожников, как на большой дороге.

Ежегодно проходят обучение около 500 человек из Читы. Одновременно с ними на линейных станциях Читинского и Могочинского регионов дороги, включая станции Южного хода, проходят обучение около 700 детей. Каждое лето выпускается от 150 до 180 детей. Среди них почти половина выпускников детской дороги поступают в железнодорожные техникумы и институты. В течение 40 лет более четырех с половиной тысяч наших выпускников выбрали главным делом своей жизни работу на железнодорожном транспорте, т.е. свыше 40 процентов ребят стали железнодорожниками.
1 октября 2013 года Читинской детской железной дороге присвоено имя Калиничева Василия Петровича (1926-2013), под руководством которого была построена Читинская ДЖД. На новом учебном корпусе установлена мемориальная доска.


Станция Поречье

Команда

Торжественное открытие 1 июня 2010 года летнего сезона»

Юный машинист Прокофьев Андрей

Дежурная по станции провожает поезд

Юный ревизор проверяет билеты у пассажиров

Юные осмотрщики вагонов

Кружок железнодорожного моделирования