16
955
3006744

Малая Октябрьская детская железная дорога


Историю Малой Октябрьской можно вести с момента открытия 12 февраля 1937 года Ленинградского дворца пионеров имени А.А.Жданова. В железнодорожной лаборатории дворца работал талантливый руководитель, инициатор строительства Малой Октябрьской железной дороги в Ленинграде Адольф Петрович Синявский.
Строительство детской железной дороги в Ленинграде было начато ещё в 1939 году, дорога должна была начаться возле Невского лесопарка и пройти до реки Оккервиль, но помешала сбыться этому событию начавшаяся Великая Отечественная Война.

И лишь в 1947 году вспомнили о былом начинании: издаётся приказ генерал–директором тяги 2 ранга Борисом Константиновичем Саламбековым о постройке детской железной дороги в городе Ленинграде, а немного позже состоялось решение Исполкома Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся о строительстве в Ленинграде детской железной дороги.

15 января 1947 года во Дворце пионеров состоялся праздник, посвященный началу строительства Малой Октябрьской железной дороги и открытию специальных курсов для подготовки юных железнодорожников. Временно был создан лагерь труда и отдыха на территории станции Гатчина-товарная Балтийская. Было выпущено «временное положение о постоянно действующих курсах юных железнодорожников». 
В 1947 году был защищен проект строительства ДЖД. 

К строительству Малой Октябрьской железной дороги были привлечены комсомольцы, молодёжь, а также юные железнодорожники города Ленинграда. С их помощью была уложена железная дорога стандартной колеи для доставки балласта, а позже одну нитку перешили, и получилась узкоколейная железная дорога с колеёй 750 мм. На дороге имелось три станции «Кировская», «Зоопарк», «Озёрная». Станция «Кировская» располагалась на том месте, где сейчас располагается станция метрополитена «Старая Деревня» и современная трамвайная петля. 

С базы Балтийского флота на Малую Октябрьскую железную дорогу было доставлено первоначально арендованные, а позже ставшие собственностью дороги три узкоколейных паровоза серии ПТ04-088, ПТ4-089 (получившие после ремонта серию ПТ01-088 и ПТ02-089), ВП1-170. На одной из Эстонских промышленных узкоколеек на Малую Октябрьскую было доставлено три трофейных и 5 обычных пассажирских вагонов, 2 багажных и пять грузовых платформ. Дорогу пересекало 8 переездов. Средством связи между станциями служила электрожезловая система с семафорной сигнализацией и связью между диспетчером и дежурными по станции. На дороге была сооружена воздушная линия связи.

27 августа 1948 года состоялось открытие движения поездов на детской железной дороге. В свой первый рейс поезд отправился от станции «Кировская» до станции «Озёрная». С этого момента вступила в строй Ленинградская Малая Октябрьская железная дорога. Дороге было присвоено имя в честь ХХХ - летия ВЛКСМ.
В 1958 году на десятилетнем юбилее дороги руководство Октябрьской железной дороги подарило Малой первый узкоколейный тепловоз серии ТУ2-167.
В 1962 году произошло обновление вагонного парка дороги, на дорогу поступило 10 новых ЦМПВ вагонов серии 3AW, поставленных из ПНР, построенных во Вроцлаве на заводе PAFAVAG (Польша).

1965 год внёс свои коррективы. В связи с застройкой территории Комендантского аэродрома, по которому проходил один из перегонов Малой Октябрьской железной дороги, протяженность дороги сократилась до 3 км 100 м. Паровую тягу заменяют на тепловозную и на дорогу приходят два узкоколейных тепловоза серии ТУ3 (001; 002). Станцию «Зоопарк» переименовывают в «Пионерскую». Оставшийся участок «Пионерская» - «Озёрная» поделили пополам и построили разъезд «Юный». В кабины тепловозов были установлены стационарные радиостанции.
В 1988 году взамен устаревшим вагонам серии 3AW (PAFAVAG) польской постройки, на дорогу было доставлено 11 новых пассажирских вагонов ЦМПВ серии ПВ-51 (мод. 48-051) производства Демиховского завода тяжелого транспортного машиностроения г. Орехово – Зуево (Московская обл.).
В 1988 году на смену устаревшим вагонам на дорогу были доставлены одиннадцать новых пассажирских вагонов ЦМПВ серии ПВ-51 (мод. 48-051) производства Демиховского завода тяжелого транспортного машиностроения.

В 1991 году в связи с застройкой территории Коломяги, протяженность главных путей Малой Октябрьской железной дороги сократилась до 2-х километров. На дороге осталось две станции «Озёрная» и «Юный».
1 июня 2008 года, открывая свой 60-й юбилейный сезон, Малая Октябрьская дорога получила отремонтированные подвижные составы «Сказка» и «Пионер». 

12 июля 2011 г. состоялось торжественное открытие новой трассы Малой Октябрьской (детской) железной дороги с участием президента ОАО «РЖД» Владимира Ивановича Якунина, представителей администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области. 
Протяженность новой дороги составляет 10 километров. На дороге действуют 3 станции: «Молодежная» (вокзальный комплекс совмещённый с постом ЭЦ), «разъезд Юный», «Царскосельская» (вокзальный комплекс совмещенный с постом ЭЦ, ангар для подвижного состава).

Дорога оборудована современными устройствами: СЦБ – трехзначной двусторонней автоблокировкой, релейной двусторонней полуавтоблокировкой, электрической централизацией стрелок и сигналов, компьютерным и светодиодным пультом-табло станций, АЛС, электронной системой счета осей (на других детских дорогах такой системы нет), речевым информатором; диспетчерской, межстанционной, громкоговорящей, двусторонней парковой связью, поездной и маневровой радиосвязью. Все виды связи оборудованы регистратором переговоров.
Малая Октябрьская детская железная дорога является единственным центром по профессиональной ориентации на железнодорожные профессии учащихся Санкт-Петербурга и пригородов.

Ежегодно на МОЖД занимаются свыше 600 юных железнодорожников, по окончании обучения до ста выпускников Малой Октябрьской детской железной дороги поступают в высшие и средние профессиональные образовательные учреждения железнодорожного транспорта. До 80% бывших юных железнодорожников успешно трудятся на предприятиях Октябрьской магистрали, в том числе занимая высокие руководящие административные должности.


Станция Царскосельская

Станция Молодежная

Линейка, посвящённая 60-летию открытия движения по Малой Октябрьской детской железной дороге

Тепловоз ТУ10-001. Южная трасса

Состав «Пионер». Северная трасса


Коллектив МОЖД

Учебный класс

Паровоз ПТ4 (50-е годы)