16
955
3006744

Детская железная дорога Горьковской ж.д. 


Решение о строительстве Горьковской детской железной дороги было принято 13 мая 1939 года на бюро Горьковского Обкома ВКП (б).
Уже 15 мая был создан комитет содействия строительству – его председателем стал первый секретарь Обкома ВКП (б) А.И. Шахурин.

Начало строительства было положено общегородским комсомольско-молодежным субботником 30 мая 1939 г., в котором приняло участие 8300 человек. А всего в постройке участвовало 36 тыс. человек.
Параллельно началась подготовка кадров юных железнодорожников – с 3 июня 1939 г. заработали первые профильные кружки, в которых стали заниматься сразу 400 пионеров, а занятия вели инженеры и техники управления Горьковской железной дороги.

20 июня 1939 г. на детскую дорогу поступили два узкоколейных паровоза «К» и несколько вагонов из депо станции Тумская. Строительство заняло всего пять с половиной месяцев.
Общая длина путей составила 11 км 200 м, а длина главных путей – 9 км 100 м. Трасса дороги прошла от сада им. 1 Мая до соцгорода Автозавода, построили четыре станции «Родина», «Маяковская», «Пушкино», «Счастливая».

На станции «Родина» и «Счастливая» расположены два красивейших вокзала-дворца.
8 ноября 1939 г. было торжественно открыто движение поездов по Малой Горьковской. На праздник приехали гости из 11 городов СССР и районов области.
В первый год работы: в кружках занималось 1500 учащихся, дорогу оснастили самыми современными, по тем временам, средствами связи и сигнализации – электрожезловой, селекторной, телефонной и радиосвязью. Были радиофицированы станция «Родина» и станция «Счастливая», а также пассажирские вагоны, оборудована радиосвязь «машинист паровоза – поездной диспетчер». Оборудовали паровозо-вагонное депо, ремонтные мастерские, получили 12 мягких вагонов, два капотированных паровоза типа 63/65 (на ДЖД они получили обозначение ЛК-01 и ЛК-02 – «Лазарь Каганович»).
«Малая Горьковская» стала своеобразным средним учебным заведением юных железнодорожников, которые проходили программу в объеме техникума и по окончанию получали квалификации машиниста, дорожного мастера, электромеханика, дежурного по станции.
1 мая 1940 г. – открыли музей истории Детских железных дорог СССР.

7 августа 1941 года Детская железная дорогу закрыли и всю войну дорога использовалась для подготовки железнодорожников на широкую колею. Дорогу открыли вновь 10 августа 1946 года. Ежедневно десятки мальчишек и девчонок несли заявления, желая стать юными железнодорожниками, вели работы по восстановлению путей и сооружений.
В 1947 году под звуки гимна Советского Союза поднимается флаг – открывается первый летний послевоенный сезон на Горьковской детской железной дороге. Детская железная дорога длиной 9,1 км опять соединила два района г. Горького – Канавинский и Автозаводский.
В послевоенные годы ДЖД очень «популярна» у горожан – она работает круглый год, поезд ходит строго по графику.

В 1958 г. началось переоснащение дороги: появились тепловозы ТУ2-155, ТУ-230, дрезина ТД-5у, новые вагоны, станции и локомотивы оборудовали поездной радиосвязью.
1965 год стал роковым в истории Малой Горьковской – детскую дорогу укоротили с 9,1 км до 1,4 км, в связи с «бурным» строительством жилого микрорайона и автомобильного шоссе.
В начале 90 годов было принято решение удлинить пути, построить новые станции и в 1992 году протяженность главных путей ДЖД стала 3,2 км, количество железнодорожных станций увеличилось до трёх: «Родина», «Пушкино», «Счастливая» (все они тупикового типа), появилось 4 посадочных платформы.

В настоящее время дорога представляет собой треугольник, в вершинах которого находятся три тупиковые станции. На трассе построено 2 малых моста.
Подвижной состав дороги: Паровоз Кп4 – 430; Тепловозы: ТУ2 – 155, ТУ2 – 233, ТУ7 – 2567, ТУ10 – 003; 12 шт. пассажирских вагона ПВ51; открытых вагона типа «Дилижанс»; грузовых платформы.
Поездная практика традиционно начинается 1 июня в «День защиты детей». За период летнего движения поездов юными железнодорожниками перевозится около 7 тысяч пассажиров.
За время своего существования на Малой Горьковской было подготовлено и выпущено более 40 тысяч юных железнодорожников. Многие из ребят, прошедших школу Детской железной дороги, продолжают своё образование в учебных заведениях железнодорожного транспорта.

Ежегодно в кружках занимается более 1000 юных железнодорожников.

Станция Родина, архитектор А.А.Яковлев

Часы башенной части станции Родина

Тепловоз серии ТУ2 - 233

В ожидании отправления

Юные машинисты

Юный машинист Михаил Королев

Паровоз серии Кп4 - 430

Прибытие поезда к первой платформе станции Родина

Прибытие поезда на станцию Пушкино

Отправление пассажирского поезда