16
955
3006744

Московская детская железная дорога


Решение о создании детской железной дороги было принято в октябре 1935 года на слете школьников Раменского района. 24 июня 1936 года, пионеры начали строительство своей дороги, а уже к 7 ноября 1936 года строительство первой очереди дороги завершилось. Были построены 2,3 км путей (в том числе 1,8 км главного пути), временные деревянные постройки на станциях «Путь Ильича» (ныне станция «Юность») и «Школьная».

Движение поездов было торжественно открыто 2 мая 1937 года. Дорога продолжает развиваться и на смену паровозу ВЛ-1 (Владимир Ленин) приходит паровоз ИС-1 (Иосиф Сталин) постройки Коломенского завода.

Открытие летнего сезона 22 июня 1941 года совпало с началом Великой Отечественной войны. Весной 1942 год юные железнодорожники откликнулись на призыв «Заменим отцов и братьев, ушедших на фронт» и приняли участие в строительстве и эксплуатации узкоколейных железных дорог Спецлестрансхоза Народного комиссариата путей сообщения в Бронницах, Фаустово, Хоботове. По этим веткам в течение всей войны осуществлялась доставка леса, необходимого для производства шпал на прифронтовые железные дороги.

По окончании Великой Отечественной войны юные железнодорожники, опять же своими силами, приступили к восстановлению детской железной дороги. 14 июня 1945 года движение на ДЖД было восстановлено, хотя полностью восстановительные работы завершились лишь летом 1947 года.
С этого времени длина главного пути дороги составила 3,8 км, а полная эксплуатационная длина – 4,962 км. Впоследствии полная эксплуатационная длина несколько уменьшилась за счет того, что разворотные сооружения для паровозов были разобраны и превращены в тупики.
В 1957 году Малой Московской железной дороге, взамен выведенного из эксплуатации паровоза ИС-1, был тепловоз ТУ2-078 и четыре цельнометаллических вагона Pafawag польской постройки. В том же году на станции «Пионерская» построено каменное депо на два стойла.

В 1963 году дорога была оборудована автоблокировкой и в течении пяти лет работала круглогодично.
В 1971 году, во время капитального ремонта дороги, в путь были уложены рельсы Р43, на станции «Пионерская» смонтирована маршрутно-релейная централизация, на станции «Путь Ильича» электрическая централизация, а на перегоне между ними автоблокировка. Тогда же был разобран обгонный путь на станции «Школьная», что сделало невозможным обращение на дороге двух составов.
1972 году на Кратовской ДЖД закончилась эра паровозов. Последний из паровозов – Рп-771 был отставлен от работы, а вместо него получен тепловоз ТУ2-129.
В 1979 году на станции «Пионерская» построен учебно-лабораторный корпус и новая высокая платформа.

В 1982 году на смену вагонам Pafawag пришли цельнометаллические пассажирские вагоны ПВ40 Демиховского завода, которые эксплуатируются до сих пор.
В середине лета 2003 г. на станции «Юность» возведено новое здание с легким навесом для пассажиров и помещением для обслуживающего персонала станции.
В 2005 г. произведена полная реконструкция московской детской железной дороги – заменен путь, построен ангар для вагонов, введена новая микропроцессорная система автоблокировки, полностью сменился подвижной состав (модернизированы тепловозы), построена спортивная площадка.
В настоящее время на детской железной дороге занимаются более 600 юных железнодорожников из 25 школ Люберецкого, Раменского, Воскресенского районов и г. Жуковского, а также ребята из кружков «юный железнодорожник» г. Москвы.

Учебный процесс осуществляют четыре инструктора, старший инструктор, машинист-инструктор во главе с начальником ДЖД. Обучение на дороге проходят школьники 5-11 классов, занятия начинаются с ноября месяца, принимаются все желающие
Детская железная дорога ежегодно выпускает более 70 юных железнодорожников, не менее 50% из которых поступают в учебные заведения железнодорожного транспорта.
В летний период на дороге курсирует состав из 6-ти вагонов и двух тепловозов ТУ2.

Смена к работе готова


Проводники в ожидании пассажиров

Сигнал к отправлению дан

Есть билет

В пути

Минутная готовность


На стрелочном посту


Поезд следует по расписанию


Работа диктора в поезде