16
955
3006744

Челябинская детская железная дорога


Разработка проекта детской железной дороги началась осенью 1939 года институтом «Челябгипротранс». Начальником строительства был утверждён А.М. Козырев, ставший в последствии начальником Челябинской ДЖД. К началу лета 1941 года она была уже практически готова. Торжественное открытие планировалось на первое воскресенье августа – День железнодорожника, но, из-за начавшейся Великой Отечественной войны, открытия дороги так и не состоялось. 
И только 31 августа 1949 года детская железная дорога была открыта. Она соединяла две тупиковые станции, одна из которых – ст. «имени Павлика Морозова» сохранилась до сих пор, протяжённость дороги составила 700 м. 

Первый поезд Малой Южно-Уральской состоял из трех открытых пассажирских вагонов типа дилижанс (имевших выходы на платформу от каждого ряда сидений) и узкоколейного паровоза 159-626. Было построено небольшое станционное здание, где разместилась билетная касса, дежурный по станции и диспетчерская. 

С 1949 г. на дороге действовал разъезд № 1, являющийся конечной станцией, а 1 августа 1953 года он был разобран, построена станция «Водная», протяжённость дороги увеличилась до 2-х км, соединив парк культуры и отдыха имени Гагарина с Шершневским лесопарком. На перегонах ст. «имени Павлика Морозова» – ст. «Водная» до 1961 года действовала электрожезловая система. 
При реконструкции 1953 года дорога получила тепловозы ТУ2-012 «Космонавт» (списан в конце восьмидесятых). В конце 60-х годов были получены еще два тепловоза ТУ2-189 «Орленок» и ТУ2-084 «Юность» Вместе с тепловозами на Детскую дорогу поступили 10 вагонов PAFAWAG. Из новеньких цельнометаллических вагонов собрали два состава по четыре вагона: красный носил имя «Юность», синий «Пионер», была построена станция «Пионерская» и дорога протянулась до 4 км. 
К началу 70-х годов на перегоне ст. «Павлика Морозова» – ст. «Водная» применялась автоматическая блокировка с прожекторными светофорами, а на перегоне «Водная»— «Пионерская» – полуавтоматическая блокировка. На станции Водная действовала электрическая централизация, на остальных – ключевая зависимость стрелок и сигналов. 

В 1985 г., в результате реконструкции станции «Водная», построены железобетонные платформы и станционное здание, где разместился пост электрической централизации, удлинена платформа ст. «имени Павлика Морозова». В 1987 году с Демиховского вагоностроительного завода на Детскую дорогу пришли два пассажирских вагона ПВ-051, и тепловоз ТУ2-166, установили полуавтоматическую блокировку. 

В апреле 1996 года, движение на Челябинской детской железной дороге было закрыто, но уже в мае 1997 года совместным решение администрации г. Челябинска и Управления ЮУЖД было принято решение о восстановлении дороги. 
К моменту открытия удалось восстановить только один перегон «Водная» – «им. Павлика Морозова» длиной 2,3 км. Вместо трёх станций работает две, ходит один состав «Юность» в четыре вагона, из четырёх тепловозов в движении только два. Блокировка не действует, поезда ходят по телефонным средствам связи. 
Одновременно началось восстановление пути на перегоне «Водная» – «Пионерская», самой станции «Пионерская», а также строительство станции «Звездная», новой платформы «Зоопарк» (на перегоне «Водная» – «им. Павлика Морозова») и новой станции «Солнечная» (на подъеме за станцией «Пионерская»). 

Открытие новых и восстановленных станций состоялось 31 августа 1998 года, в день 49-летия дороги. Длина дороги составляет 5 км, получены новые пульты управления, заработала диспетчерская связь, а также завершено строительство платформы «Зоопарк», состав «Пионер» переименован в «Южноуралец», восстановленная станция «Пионерская» переименована в станцию «Лесная». Дорога начала работу в два состава «Юность» и «Южноуралец». 

В 2008 году в преддверии 60-летнего юбилея на Челябинской детской железной дороге прошла очередная масштабная реконструкция. Построен новый вокзал на ст. «имени Павлика Морозова». Здесь расположены эстакада и смотровая канава для ремонта тепловозов и подвижного состава, пути для отстоя составов. Проведен капитальный ремонт всех станций дороги, деревянные шпалы заменены на железобетонные, уложены новые рельсы марки Р50. 
На сегодняшний день на дороге эксплуатируются 3 тепловоза серии ТУ-2 и 2 тепловоза серии ТУ-7А, 8 пассажирских вагонов (6 Комбарского машиностроительного завода и 2 Демиховского машиностроительного завода), 1 вагон PAFAWAG, 3 грузовые платформы для перевозки щебени и леса. Также имеется 3 переезда с ручными шлагбаумами – на платформе «Зоопарк» (охраняемый) и на станции «Водная» (неохраняемый), а третий переезд расположен на перегоне между станциями «Лесная» и «Солнечная» не имеет шлагбаумов и не охраняется. 

Здание вокзала на ст. им. П.Морозова

Станция Солнечная

Станция Звездная

Платформа "Зоопарк"

Станция Водная

Состав "Юность" в кривой на перегоне ст. Лесная - ст. Солнечная

Состав "Южноуралец" на перегоне ст. Лесная - ст. Водная

Церемония открытия 62 сезона летних практических работ на ЧДЖД

Открытие 61 сезона летних практических работ. Церемония посвящения в юные железнодорожники воспитанников 1 года обучения

Конкурс «Лучший по профессии».  Номинация "Проводник вагона"