15
157
2046655

Музей истории железнодорожной техники Московской железной дороги



Адрес: г. Москва, Рижский вокзал.



Музей разместился на площади в 1,5 гектара, на которой раньше был тупик для пригородных электропоездов. Сотрудники музея и железнодорожники провели грандиозную работу по реконструкции путей и 31 июля 2004 г. на станции Москва - Рижская открылся музей натурной железнодорожной техники – филиал музея истории Московской железной дороги.

Музей железнодорожной техники - один из самых необычных в Москве. Экспонаты, представленные в музее Московской железной дороги, находятся под открытым небом. Это настоящие паровозы, тепло- и электровозы, пассажирские, грузовые, багажные, санитарные вагоны, которые в течение полутора веков сменяли друг друга на стальных магистралях страны.

В 2009 году музей отметил свой пятилетний юбилей. За это время количество экспонатов увеличилось с 37 до 66 единиц. Самому старому образцу более 100 лет: паровоз ОВ-841, или «овечка», как его называют железнодорожники, был построен в 1903 году, и его может увидеть и потрогать любой посетитель музея. Здесь находится единственный действующий в музее макет УЗП (устройство защиты переезда) в натуральную величину.

На железнодорожных путях, общая длина которых составляет 1,6 км, разместилось несколько десятков экспонатов, каждый из которых по-своему интересен. Здесь есть настоящие раритеты – паровозы, носящие имена Ф.Э. Дзержинского и Г.К.Орджоникидзе, вагон-штаб С.М.Буденного, бронированный вагон периода Великой Отечественной войны, самые первые отечественные локомотивы из серий «П36» и «Победа», уникальный ЭП200 - пассажирский электровоз на переменном токе, тепловоз ТЭ2 и другие.

В представленной коллекции есть вагоны, имеющие самое разное назначение, среди них: салоны-вагоны для перевозки высокопоставленных лиц разных эпох, вагон-танк, вагон-кухня, вагон для санитарного поезда, вполне современные хопперы и, так называемые, «теплушки».

Из тепловозов в коллекции музея выставлены: появившийся сразу после войны – ТЭ1, созданный во времена освоения целинных земель – ТЭ2, для пассажирских поездов – ТЭП60, для перевозки грузов –2ТЭ10М, а для маневровых работ – ТЭМ2 и ЧМЭ2. Представлены здесь и электровозы: российские – ВЛ8, ВЛ10, ВЛ22 и ВЛ23, скоростной ЭП200-001, произведённые в Чехословакии пассажирские – ЧС2К, ЧС3 и ЧС4.

В ряду экспонатов музея есть и скоростная моторвагонная техника: российский – ЭР200, который был «предком» современного «Сапсана», хорошо всем знакомые «электрички» – ЭР9П и ЭР22, поезд на дизельном топливе – Д1.

Музей регулярно пополняется новыми интересными образцами. Занял почетное место в ряду уникальных экспонатов единственный экспериментальный электровоз переменного тока ЭП 200, построенный на Коломенском тепловозостроительном заводе. После реставрации экспозицию музея пополнит еще один раритет - пассажирский паровоз Су, выпущенный в 1938 году в г. Коломна.


Вход в музей





Общий вид





ПАРОВОЗ  Ов-841




Паровоз Ов-841  восстановлен почти в том виде, который он имел при выпуске с завода (Брянского  машиностроительного) в 1903 году. Керосиновые фонари, открытая сзади будка, соответствующие времени надписи, винтовая упряжь. На будке трафарет «МКНиМ», что означает «Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога».

Реставрация паровоза проходила в несколько этапов с 1993 по 2004 год. Вначале в депо Рославль, где были заново сделаны будка и вся обшивка; затем - в депо Подмосковная, где восстанавливался дышловой и парораспределительный механизм, арматура будки; в музее восстановлены сцепные приборы.

Экспонату экспертным советом при Политехническом музее присвоено звание «Памятник науки и техники РФ 1 категории», сертификат № 709 от 2005 г.


ПАРОВОЗ ФД21-3125




Первые паровозы серии ФД «Феликс Дзержинский» были выпущены в 1931 году на Ворошиловградском (Луганском) паровозостроительном заводе. За 10 лет было построено 3213 паровозов серии ФД.

Паровоз серии ФД  21-3125 с нагрузкой на ось 21 т был построен перед самой войной в мае 1941 г. Работал на Свердловской и Московско-Киевской железных дорогах с тяжелыми грузовыми поездами до 1960-х годов.

Экспонату экспертным советом при Политехническом музее присвоено звание «Памятник науки и техники РФ 1 категории», сертификат № 710 от 2005 г.


БУДКА ПАРОВОЗА ФД21-3125





ПАССАЖИРСКИЙ ПАРОВОЗ Су214-10




Паровоз Су214-10 построен в 1938 году на Коломенском машиностроительном заводе и относится к третьему типу паровозов серии Су. 

Работал на Ташкентской, Молдавской, Юго-Восточной железных дорогах до 1975 года. После списания из рабочего парка МПС передан в промышленность и использовался как котельная на  заводе железобетонных конструкций в  городе Ивантеевка Московской области.

В 1982 году был заводом передан Московской железной дороге и установлен на постамент в депо Москва-Киевская как памятник истории техники, где простоял 26 лет.   

В 2009 году  был передан  в музей.
Экспонату экспертным советом при Политехническом музее присвоено звание «Памятник науки и техники РФ 1 категории», сертификат № 941 от 2009 г.


Паровоз  У.127 «Траурный поезд В.И.Ленина»



Пассажирские паровозы серии У («тип Рязано-Уральской железной дороги») строились с 1906 по 1910 гг. на Путиловском заводе в г. Санкт-Петербурге.  Всего выпущено 56 паровозов.

Данный паровоз У.127 построен в 1910 году. Во время гражданской войны работал на прифронтовых участках под Оренбургом. Был доставлен в Москву и в мае 1923 года  восстановлен в депо Москва Рязано-Уральской дороги. 

23 января 1924 года паровоз У.127 провел траурный поезд с телом  В.И.Ленина от платформы Герасимовская до Павелецкого вокзала Москвы. После этого паровоз водил пассажирские поезда на Павелецком ходу еще 13 лет.

В 1937 году после снятия с эксплуатации, он стал первым мемориальным  паровозом СССР.  Данный паровоз является уникальным, единственным сохранившимся в России.

Экспонату экспертным советом при Политехническом музее присвоено звание «Памятник науки и техники РФ 1 категории», сертификат  № 350 от 1999 г.


САЛОН-ВАГОН ШЕСТИОСНЫЙ ВЛАДИКАВКАЗСКОГО ТИПА №32



Пассажирские вагоны с несущими стальными полустенками строились в начале ХХ века для Владикавказской, Китайско-Восточной и Варшаво-Венской железных дорог.

Салон-вагон № 32 после капитального ремонта на Ленинградском вагоностроительном заводе им. Егорова в 1932 г. обслуживал поездки высшего руководства страны. Имеет бронированное отделение.

Экспонату экспертным советом при Политехническом музее присвоено звание «Памятник науки и техники РФ 1 категории», сертификат № 764 от 2006 г.


ЗАЛ ДЛЯ ЗАСЕДАНИЙ В САЛОН-ВАГОНЕ № 32




ВАГОН – ЛАЗАРЕТ № 017-70866



Вагон спецформирования в составе санитарных поездов. Вагон–лазарет переоборудован из классного деревянного пассажирского вагона на Ленинградском заводе им. Егорова в 1940 году.

В вагоне вдоль боковых стенок установлено 10 трехъярусных полок с креплениями для носилок и приспособлениями для принятия пищи в лежачем положении.

В экспозицию музея поступил из пассажирского вагонного депо Смоленск  в 2008 г.


ИНТЕРЬЕР ВАГОНА-ЛАЗАРЕТА № 017-70866





Пассажирский электропоезд-экспресс ЭР200




Первый отечественный скоростной электропоезд серии ЭР200 создавался в 1965 – 1974 гг. на Рижском вагоностроительном заводе в кооперации с Рижским электромашиностроительным заводом.

С 1984 года они регулярно использовались как экспрессы исключительно на главном скоростном ходу страны - маршруте Москва – Ленинград (Санкт-Петербург), преодолевая расстояние  650 км за 4 часа 45 минут. Первое время в ходу была одна пара поездов в неделю, позднее – каждый день. В свой последний рейс экспресс отправился  в 2009 году.


ПАССАЖИРСКИЙ ЭЛЕКТРОВОЗ ЭП200




Первый отечественный односекционный восьмиосный пассажирский скоростной электровоз переменного тока.

Два опытных  образца построены в 1997 году на ОАО «Коломенский завод». Электровоз предназначен для вождения пассажирских поездов.       

Электровоз с 2001 по 2002 гг. прошел опытную эксплуатацию в депо Вязьма Московской ж.д. на участке Вязьма – Брест с пассажирскими поездами с пробегом 5000 км. Работы по установке цифровой системы управления и общей доработке электровоза приостановлены в 2005 году.


Международный САЛОН-Вагон № 01770296 СВ-РИЦ



Вагон СВ-РИЦ построен по заказу СССР в г.Герлиц (ГДР) в 1960 году для формирования поездов международного сообщения габарита 1, как спальный вагон.

В 1990 году прошел модернизацию на Тверском вагоностроительном заводе им.Егорова и использовался для поездок по стране и за границу первых лиц государства (Н.С.Хрущева, Л.И.Брежнева, Б.Н.Ельцина).

В вагоне имеется купе-кабинет, зал для совещаний, ванная, купе для охраны, проводников и спецсвязи, кухня.


СПАЛЬНЫЙ Вагон № 017 70288 «Русь»



Спальный вагон проекта 20СБ построен на Калининском (Тверском) вагоностроительном заводе имени Егорова в 1957 году. Там же в 1989 году модернизирован для формирования туристического 6-вагонного состава поезда «Русь» в качестве вагон-салона на 16 мест.

Туристический поезд «Русь» курсировал из Европы в  Азию по маршруту Москва – Эрлянь (КНР) с иностранными туристами преимущественно в летнее время года.


ДИЗЕЛЬ - ПОЕЗД  Д1-538



Четырехвагонные дизель-поезда серии Д1 строились по заказу СССР на заводе Ганс-Маваг (Венгрия) с 1964 по 1976 г.г. Выпущено более 370 поездов.

Дизель-поезда работали на многих железных дорогах, на участках, не подлежащих электрификации, для замены пригородных паровых поездов.

В музее представлена половина секции дизель-поезда Д1-538. Она построена в 1973 г. Работала на пригородных участках Смоленского и Тульского отделений Московской ж.д.


Дефектоскопная мотриса АМДз




Автомотриса АМД3-001 выпущена в 1999 году ОАО «Камбарский машиностроительный завод».

Автомотриса оснащена специальным оборудованием и автоматизированной компьютерной системой регистрации, визуализации обработки и хранения сигналов с использованием ультразвукового и магнитного методов с повышенной чувствительностью к выявлению наружных и скрытых дефектов рельсов. В кузове автомотрисы имеется аппаратный салон, купе и кухня-столовая.

Эксплуатировалась до 2009 года в Московско-Рижской дистанции пути.