16
955
3006744

Музей Амурского моста



Адрес: г. Хабаровск.

Музей истории Амурского моста, расположенный на правом берегу реки Амур у города Хабаровска, открылся для посетителей 30 ноября 2010 года. На дальнем плане – мостовой совмещенный переход через Амур.





Общий вид площадки с натурными образцами железнодорожной техники музея истории Амурского моста.





Пролетное строение Амурского моста - главный экспонат музея - уникальный, единственный в своем роде, сохраненный целиком образец мостовой фермы конструкции Л.Д.Проскурякова. Проект пролетного строения с однораскосной треугольной решёткой конструкции профессора Л.Д.Проскурякова был удостоен золотой медали Парижской всемирной выставки 1908 года наряду с проектом Эйфелевой башни за экономичность в расходовании металла. В ходе реконструкции мостового перехода через р. Амур пролетное строение было демонтировано и установлено на музейной площадке в 2000 году.





Паровоз «Еа 3255» 1944 года выпуска поступил в музей с базы запаса ст. Сибирцево Владивостокского отделения Дальневосточной железной дороги в 2009 году. Паровозы серии Еа (американский) типа 1-5-0 производились в годы Великой Отечественной войны машиностроительными заводами США по чертежам советских конструкторов и поставлялись в СССР по ленд-лизу. На Дальневосточной железной дороге они эксплуатировались с 1944 по 1965 годы.





Установка паровоза «Еа 3255» на музейной площадке 14 сентября 2009 года. Учитывая сложности транспортировки паровоза весом более 100 тонн, локомотив предварительно разделили на несколько частей. Сложнейшая операция по установке ретро-паровоза, в которой участвовали специалисты и техника восстановительного поезда станции Хабаровск-2 и ОАО «Дальспецстрой», с применением многотонных агрегатов, прошла без сбоев.





Автомотриса служебная «АС-1А» - самоходный железнодорожный вагон с собственным автономным двигателем с гидромеханической передачей от двигателя к движущим осям. Изначально мотриса представляла собой несамоходный двухосный вагон, использовавшийся в качестве передвижного штаба командующего Особой Дальневосточной Краснознаменной армией (ОДКА) В.К.Блюхера. После передачи мотрисы военными ДВЖД и её реконструкции использовалась для служебных поездок руководства дороги. Автомотриса «АС-1А» поступила в музей из Управления Дальневосточной железной дороги в 2010 году.





Двухосные цистерна для перевозки нефтеналивных грузов, платформа для перевозки сыпучих грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков (с бортами) и крытый товарный вагон образца 1930-х годов.





Тепловоз «2М62 0905» 1983 года выпуска поступил в музей из эксплуатационного локомотивного депо Тында в 2010 году. Грузопассажирские односекционные тепловозы «М62» типа 2х(3о-3о) с электрической передачей производства Ворошиловградского тепловозостроительного завода эксплуатировались на Дальневосточной железной дороге с 1973 по 2010 годы.





Электровоз «ВЛ80 1980» поступил в музей из эксплуатационного локомотивного депо Хабаровск-2 в 2010 году. Этот локомотив первым прошел по Амурскому мосту после завершения электрификации участка Хабаровск-Бира ДВОСТжд 29 декабря 1979 года. Магистральные электровозы «ВЛ80» начали поступать на Дальневосточную железную дорогу с 1978 года в связи с работами по электрификации участка от ст. Архара до ст. Хабаровск-2. Эксплуатируются на дороге по настоящее время.





Макет «Железобетонная эстакада Амурского моста» образца 1916 года. Левобережная подъездная арочная эстакада (аркада) через Бешеную протоку конструкции Г.П.Передерия, построенная в начале ХХ века, являлась первым на Азиатском континенте мостовым сооружением, выполненным из железобетона. В ходе проведения работ первой очереди реконструкции Амурского моста в 1999 году железобетонная эстакада была полностью демонтирована. Макет «Эстакада Амурского моста» изготовлен в масштабе 1 ÷ 10 на заводе «Дальэнергомаш»; постамент выполнен ОАО «Дальмостострой» в 2010 году.





Металлическое пролетное строение моста через реку Кардонка (92 км линии Уссурийск - Рассыпная Падь ДВОСТжд) балочной конструкции с ездой поверху образца 1898 года. Пролетное строение демонтировано в 2005 году при реконструкции моста ОАО «Дальмостостострой» и установлено на музейной площадке в 2010 году.





Мостовой ряж с ледорезом образца 1940-х годов. Трехгранная русловая опора моста (бык) в виде сруба из бревен, заполненного камнем, служит для восприятия давления и ударов льдин в период ледохода. Деревянные ряжи употребляют при устройстве подводных оснований в скалистом грунте, который не допускает забивки свай. Конструкция ряжа разработана Мостранспроектом в 1940 году для опор высотой от 3,0 до 5,0 метров. Макет «Мостовой ряж с ледорезом» в масштабе 1 ÷ 1 изготовлен мостовой бригадой пятой Хабаровской дистанции пути ДВЖД в 2010 году.





Выставочный комплекс «Конструкция сборной железобетонной отделки транспортно-дренажной штольни Кузнецовского тоннеля» (на платформе). Транспортно-дренажная штольня предназначена для отвода воды с горного массива и обслуживания основного Кузнецовского тоннеля, строительство которого ведется на участке Комсомольск-на-Амуре - Советская Гавань ДВОСТжд с 2009 года. Работы по сооружению выставочного комплекса проведены ООО «Тоннельный отряд № l2 Бамтоннельстрой» в 2010 году.





Здание музея построено из бревен в стиле ретро-вокзала в 2010 году. При проектировании музейного помещения для стационарной экспозиции музея истории Амурского моста был взят за основу чертеж первого вокзала ст. Вяземская Уссурийской железной дороги постройки 1897 года. Современное музейное здание ретро-вокзала является уменьшенной в 1,5 раза копией исторического Вяземского вокзала.





Стационарная экспозиция музея Амурского моста посвящена истории сооружения, восстановления, эксплуатации и реконструкции искусственных сооружений - мостов и тоннелей - Дальневосточной магистрали.





Экскурсия по музею истории Амурского моста для генерального секретаря «Союза природы» Кристиана Скуберга (Австрия). 8 сентября 2010 года.





Использованы фотографии Натальи Долгановой, Виктора Тарасова, Александра Синякова