16
955
3006744

Управление безопасностью движения поездов

 

В данной сфере деятельности все эксплуатируемые в ОАО «РЖД» системы являются человеко-машинными и ориентированными на обеспечение бесперебойного и безопасного движения поездов при заданной пропускной способности участков диспетчерского управления. В силу этого они требуют постоянного контроля местонахождения каждого поезда в едином координатном пространстве в процессе выполнения графика и полной ситуационной осведомленности в части отображения дислокации подвижного состава на единой электронной картографической основе.

К настоящему времени разработаны и внедрены технологии, позволяющие осуществить:
- контроль местоположения и параметров движения любых объектов подвижного состава на сети железных дорог с их автоматической идентификацией на основе применения спутниковых технологий ГЛОНАСС/GPS, наземных комплексов на основе RFID-технологий, средств цифровой связи со стандартизованными технологиями идентификации, навигации и позиционирования,
- обработку полученной бортовыми устройствами навигационной информации, дополненной служебными данными по конкретным объектам подвижного состава, с целью принятия диспетчерским аппаратом решений по управлению движением железнодорожного транспорта с учетом требований по организации перевозочного процесса и безопасности движения;
- передачу управляющих сообщений пользователям транспортной сети железных дорог с использованием эффективных средств подвижной цифровой технологической связи.

При создании современной локомотивной системы безопасности необходим общий подход к формированию, обработке и отображению информации. Это предполагает переход на единые формат сообщений и способ отображения информации машинисту, а также на более компактную элементную базу, большую степень интеграции, использование технологий поверхностного монтажа для минимизации габаритных размеров оборудования.

Для повышения эффективности приборов безопасности и построения комплексной системы безопасности движения на железнодорожном транспорте Институт провел работы по объединению отдельных локомотивных систем безопасности КЛУБ, САУТ, ТСКБМ, то есть объединению функций  сигнализации, контроля бодрствования машиниста и  тормозных систем. В результате этих работ был создан Безопасный локомотивный объединенный комплекс «БЛОК». 

Внедрение локомотивной системы безопасности БЛОК с расширенными функциями позволяет повысить надежность локомотивной сигнализации и безопасность движения поездов; исключить несанкционированное движение локомотивов; обеспечить машиниста информацией о параметрах движения поезда и исправности технических средств и производить ее последующую автоматическую дешифрацию. В состав комплексной системы входит интеллектуальный дисплей, с помощью которого машинист получает большой объем оперативной информации.

Впервые система показала свою эффективность на участке «Сочи 2014».

Навигационные технологии спутникового позиционирования и соответствующая аппаратура потребителей на основе ГЛОНАСС использованы при создании отечественного интегрированного бортового комплекса, которым оснащены все 33 поезда «Ласточка», используемые на МЦК.

В состав бортового оборудования входят локомотивный объединенный комплекс (БЛОК), интегрированный с бортовым навигационно-связным устройством (БРУС), обеспечивающим прием навигационных сообщений от спутниковой группировки ГЛОНАСС/GPS и передачу их на телематический сервер центра обработки навигационной информации системы управления движением поездов на МЦК.    


Системный шкаф комплекса БЛОК 



Локомотив 2ЭС10, оборудованный комплексом БЛОК на выходе с завода ООО «Уральский локомотив»



Общий вид устройства отображения информации комплекса Блок на локомотиве 2ЭС10

Комплекс БЛОК устанавливают на тепловозах 2ТЭ25А, электровозах ЭП20, 2ЭС6, 2ЭС10 и электропоездах «Ласточка».
В августе 2016 года был представлен комплекс безопасности «БЛОК-М», являющийся принципиально переработанным устройством безопасности, созданным с подходами политики импортозамещения на отечественной элементной базе. Также, ОАО «НИИАС» и ООО «ИРЗ Локомотив» создали комплекс безопасности для высокоскоростного транспорта СОБ-400, устройство, предназначенное для работы на высокоскоростном транспорте.