16
955
3006744

Мониторинг инфраструктуры

 

Внедрение инновационных технологий позволяет принципиально изменить систему мониторинга и диагностики состояния железнодорожной инфраструктуры. На протяжении десятилетий работала стандартная схема использования автономных средств на стальные магистрали выходили вагоны-дефектоскопы, путеизмерители, лаборатории контактной сети, которые производили проверку состояния инфраструктурных устройств. Работники линейных подразделений в путевом хозяйстве имели дефектоскопные и путеизмерительные тележки, с помощью которых контролировали элементы верхнего строения пути.

При этом  за счет интеллектуальной обработки среднеквадратическая погрешность определения с помощью измерительного комплекса текущей дискретной координаты для объектов верхнего строения пути не превышает 1 см, для земного полотна - 3см. Эти технологии обеспечивают минимальное влияние ошибок операторов на безопасность движения поездов. Целевым состоянием такого направления работ стало формирование информационно-советующих систем, снижающих риск при эксплуатации инфраструктуры железных дорог.


Мобильный измерительный комплекс

В настоящее время ОАО «РЖД» переходит на использование бортовых информационно-измерительных систем, интегрированных в конструкцию подвижного состава (например, электропоезд «Ласточка»), которые обеспечивают полную автоматизацию диагностики элементов инфраструктуры.


Электропоезд «Ласточка» на МЦК, оборудованный бортовой системой диагностики объектов инфраструктуры

Впервые в мире планируется оснастить электропоезд бортовым комплексом ультразвуковой дефектоскопии рельсов. Такая технология задействована в условиях интенсивного движения на Московском центральном кольце и является составляющей обеспечения надежности функционирования всего комплекса автоматизированного управления движением поездов. В ближайшее десятилетие возможен полный переход на диагностику инфраструктуры с использованием только графикового движения на всей сети железных дорог России.

Основной технической сложностью автоматического вождения электропоездов, по сравнению с метрополитеном, является открытый доступ к железнодорожным путям и, следовательно, возможность внезапного появления перед поездом людей и других объектов.

Современные системы обнаружения, такие как радары, лидары, стереокамеры по своим характеристикам вплотную приблизились к физическим возможностям человека, а по ряду параметров превосходят его. К примеру, радары, в отличие от человека, прекрасно обнаруживают препятствия ночью, в туман и снег. К тому же, автоматические системы не знают такого понятия, как усталость, потеря концентрации и внимания.

Внедрение безлюдных технологий оказывает большое влияние и на общество, так как уходят в прошлое профессии, которые предполагают монотонный ежедневный труд, и появляются новые, требующие созидательного труда, высокой квалификации, в первую очередь, это работники инженерных специальностей, занимающихся созданием и обслуживанием технических систем.