10
1
2922714

Энергосбережение и энергоэффективность 

в ОАО «РЖД»



ОАО "РЖД" утвердило энергетическую стратегию до 2020 г. и на перспективу до 2030 г.

Энергосбережение – реализация организационных, правовых, технических, технологических, экономических и иных мер, направленных на уменьшение объема используемых энергетических ресурсов при сохранении соответствующего полезного эффекта от их использования (в том числе объема произведённой продукции, выполненных работ, оказанных услуг).

Энергетическая эффективность – характеристики, отражающие отношение полезного эффекта от использования энергетических ресурсов к затратам энергетических ресурсов, произведенным в целях получения такого эффекта, применительно к продукции, технологическому процессу, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю. 


Энергетическая стратегия ОАО «РЖД»


Цель: 

Максимальное рациональное использование топливно-энергетических ресурсов во всех сферах деятельности ОАО «РЖД» для повышения экономической эффективности железнодорожных перевозок на основе внедрения инновационных технических средств и технологий, использование потенциала повышение энергоэффективности при обеспечении надежности энергоснабжения и снижения негативного воздействия на окружающую среду.


Задачи:

1) Полное и надежное энергетическое обеспечение перевозочного процесса


2) Значительное снижение удельных энергозатрат во всех сферах деятельности ОАО «РЖД»


3) Качественное улучшение структуры управления энергетическим комплексом Компании


4) Расширение использования энергоэффективных технологий в управлении движением поездов


5) Существенное повышение уровня рекуперируемой энергии и эффективное её использование



Основным инструментом реализации «Энергетической стратегии ОАО «РЖД» является «Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД», формируемая в соответствии со следующими законами, нормативно-правовыми актами и документами, действующими на территории Российской Федерации:

1) Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

2) Приказ Минэнерго РФ от 19 апреля 2010 г. № 182 «Об утверждении требований к энергетическому паспорту, составленному по результатам обязательного энергетического обследования, и энергетическому паспорту, составленному на основании проектной документации, и правил направления копии энергетического паспорта, составленного по результатам обязательного энергетического обследования»;

3) Приказ Федеральной службы по тарифам (ФСТ России) от 31 марта 2011 г. № 95-т «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере железнодорожных перевозок: ОАО «Российские железные дороги», ОАО АК «Железные дороги Якутии», ОАО «Федеральная пассажирская компания», на 2011-2012 годы и о внесении изменений и дополнений в приказ Федеральной службы по тарифам от 31 августа 2010 г. № 421-т»;

4) Энергетическая стратегия холдинга «Российские железные дороги» на период до 2015 года и на перспективу до 2030 года, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 15 декабря 2011 г. № 2718р;

5) Распоряжение ОАО «РЖД» №2606р от 16 декабря 2010 г. «О проведении обязательного энергетического обследования объектов ОАО «РЖД»;

6) Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД» на период до 2013 года, утвержденная распоряжением ОАО «РЖД» от 6 мая 2011 г. № 986р;

7) Распоряжение ОАО «РЖД» от 28 ноября 2011 г. № 2552р «О втором этапе работ по обязательному энергетическому обследованию объектов ОАО «РЖД»;

8) Распоряжение ОАО «РЖД» от 29 декабря 2011 г. № 2828 «О совершенствовании системы учета результатов выполнения Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД».

Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД» на 2016 - 2018 годы

Результаты реализации Программы энергосбережения в 2016 году

О результатах деятельности ОАО «РЖД» в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2015 году.

Общий объем экономии топливно-энергетических ресурсов от выполнения мероприятий Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД» в 2015 году составил 9 360,5 ТДж (+22,1% к плану), что является лучшим результатом энергосберегающей деятельности компании за последние 6 лет.

В результате выполнения в 2015 году Программы реализованы все обязательные мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности, утвержденные для ОАО «РЖД» приказом ФСТ России от 30 марта 2012 г. № 218-т.

В целом, за счет мероприятий, направленных на повышение эффективности перевозочного процесса, получена экономия в объеме 3 980,8 ТДж.

Целенаправленная работа по снижению времени простоя локомотивов в рабочем состоянии в ожидании работы, при реализации обязательного мероприятия по совершенствованию методов управления движением поездов, позволила получить снижение расхода топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов более чем на 1 708,5 ТДж.

За счет улучшения показателей использования локомотивов во всех видах движения по результатам 2015 года удалось получить экономию в объеме 1 128,3 ТДж, а за счет улучшения состояния подвижного состава, поставки на сеть и эксплуатации на основных грузонапряженных направлениях современных высокоэффективных локомотивов – 238,6 ТДж.

Повышение уровня возврата рекуперированной энергии на электрической тяге составило 612,7 ТДж.

Выполнение мероприятий по улучшению показателей работы системы тягового электроснабжения позволило сэкономить более 79,1 ТДж.

За счет улучшения состояния путевого хозяйства получен эффект в объеме 52,0 ТДж.

В 2015 году максимальная экономия топливно-энергетических ресурсов в ОАО «РЖД» достигнута за счет оптимизации режимов работы и модернизация систем отопления стационарных объектов ОАО «РЖД», ее объем составил 2 673,5 ТДж.

Выполнение в 2015 году мероприятий направленных на повышение энергетической эффективности технологических процессов в стационарной энергетике и объектов инфраструктуры позволило сэкономить 1 127,5 ТДж.

Эффект от применения энергоэкономичных светильников, оптимизации режимов работы систем освещения вокзальных комплексов, парков станций, производственных и административных зданий, складских помещений, от внедрения светодиодной техники составил 607,8 ТДж.

Всего за счет мероприятий по повышению эффективности использования энергоресурсов в стационарной энергетике и на другие нетяговые нужды получено снижение расхода топливно-энергетических ресурсов на 5 379,6 ТДж.

О выполнении целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Приказом ФСТ России от 30 марта 2012 г. № 218-т для ОАО «РЖД» на 2015 год были установлены следующие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности:

1) снижение энергоемкости производственной деятельности (условное обозначение – ∆Е) на 0,8 кг у.т. / 10 000 прив. т×км нетто, или на 1,1% к уровню 2014 года;

2) повышение энергоэффективности производственной деятельности (условное обозначение – ∆Э) на 1,7 прив. т×км нетто / кг у.т., или на 1,2% к уровню 2014 года.

В 2015 году за счет выполнения мероприятий Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД», реализации организационно-технических мероприятий в структурных подразделениях филиалов в сравнении с 2014 годом достигнуты следующие результаты:

снижение удельного расхода ТЭР на тягу поездов на электрической и тепловозной тяге соответственно на 1,2 и 2,0%;

повышение уровня возврата энергии рекуперации на 7,3%;

снижение расхода топливно-энергетических ресурсов на прогрев локомотивов на 2,9% – в электротяге и на 0,9% – в тепловозной тяге.

В 2015 году энергоемкость производственной деятельности ОАО «РЖД» (Е) составила 68,7 кг у.т. / 10 000 прив. т×км нетто, а энергоэффективность производственной деятельности (Э) составила 145,6 прив. т×км нетто / кг у.т.

Таким образом, в 2015 году снижение энергоемкости производственной деятельности (ΔЕ) ОАО «РЖД» составило 0,9 кг у.т. / 10 000 прив. т×км нетто (− 1,3%), а повышение энергоэффективности производственной деятельности (ΔЭ) составило 2,0 прив. т×км нетто / кг у.т. (+ 1,4%).

О ключевых показателях оценки деятельности подразделений ОАО «РЖД» и системе контроля за их достижением.

Установленное ФСТ России для ОАО «РЖД» задание по снижению энергоемкости производственной деятельности на 2015 год было декомпозировано до каждого из 2292 структурных подразделений (потребляющих не менее одного вида топливно-энергетических ресурсов) 41 филиала ОАО «РЖД», расположенных в границах 77 субъектов Российской Федерации.

Ежеквартальный мониторинг эффективности использования технических средств и технологий, внедренных в рамках Программы, а также декомпозиция целевых показателей структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД» и корректировка Программ этих подразделений проводились в автоматизированной информационной системе «Энергоэффективность» (далее – АИС «Энергоэффективность», в которой работают более 6200 пользователей – сотрудников линейных предприятий и аппарата управления ОАО «РЖД».

В соответствии с требованиями приказа ФСТ России от 31 марта 2015 г. № 586-т «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере железнодорожных перевозок: ОАО «Российские железные дороги», ОАО АК «Железные дороги Якутии», ОАО «Федеральная пассажирская компания», на 2016 – 2018 годы» (далее – приказ ФСТ России) в 2015 году сформирована Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ОАО «РЖД» на 2016 – 2018 годы, значения целевых показателей которой соответствуют требованиям приказа ФСТ России.

 

Совершенствование программ энергосбережения компаний с государственным участием