11
58
2762775

Скоростной пассажирский поезд постоянного формирования серии "Стриж" производства компании "Patentes Talgo S.L." (Испания)

Описание пассажирского поезда «Стриж» и его основные технические параметры

Железнодорожные пассажирские несамоходные сочлененного типа вагоны, оборудованные системами наклона кузова и автоматического перехода с колеи одной ширины на другую, с колесным блоком независимо вращающихся колес разработаны компанией-исполнителем на основании технических требований, утвержденных ОАО «РЖД», и технического задания, согласованного ОАО «РЖД» и причастными научно-исследовательскими институтами и ведомствами железнодорожного транспорта.

 Техническим заданием определены поезда двух типов, сформированных из 20 вагонов и предназначенных для перевозки пассажиров на железных дорогах колеи 1520 мм, и в международном сообщении (с переходом на колею 1435 мм и обратно). Составность поездов постоянного формирования приведена в таблицах 1 и 2 соответственно.

Максимальная скорость поездов в эксплуатации составляет 200 км/ч.

Пассажирские вагоны производства компании «Patentes Talgo, S.L.» обладают рядом специфических технических характеристик, основанных на оригинальных конструктивных и технологических решениях, позволяющих значительно повысить среднюю скорость движения подвижного состава по существующей путевой инфраструктуре:

- система пассивного наклона кузова (маятникового наклона кузова),

- отсутствие жесткой колесной пары – система независимо вращающихся колес,

- система автоматического «подворачивания оси» в кривых,

- многоступенчатое пневмоподвешивание,

- система автоматического изменения ширины колеи,

- автономное энергоснабжение,

- артикулированное гибкое сочленение (сцепка).

 Эксплуатация поездов возможна при температуре окружающей среды от +40 °C до -40 °C без ограничений. Наряду с широким температурным диапазоном учитываются различные климатические зоны эксплуатации (Европейская часть России, Белоруссия, Польша, Германия), ввиду чего в конструкции приняты меры по исключению скапливания льда, снега и конденсата на различных узлах и агрегатах подвижного состава.

Посадка/высадка пассажиров осуществляется с/на платформы высотой 200 мм, 550 мм, 760 мм.

Срок службы вагонов/поездов составляет 40 лет с момента ввода в эксплуатацию.

Электроснабжение поезда осуществляется двумя дизель-генераторными установками, расположенными в технических вагонах по концам поезда. Дизель-генераторные установки вырабатывают электроэнергию для собственных нужд поезда, и обеспечивают его автономность.

Рама тележки представляет собой сварную конструкцию, по концам которой расположены вилкообразной формы проемы. В проемах установлены колеса, которые не связаны единой осью, как у обычной колесной пары. Оси, на которых запрессованы ступицы колес, по обеим концам имеют буксовые узлы.

Над обоими вилкообразными концами рамы расположены цилиндрической формы колонки, на которых сверху установлены пневмобаллоны, выполняющие роль одноступенчатого рессорного подвешивания кузова. Расположенные под самой крышей кузова специальные кронштейны опираются на эти пневморессоры. Пневморессоры устроены таким образом, что точка подвешивания кузова вагона находится выше его центра тяжести в отличие от классической схемы подвески. Это обеспечивает функционирование системы маятникового наклона кузова и повышает плавность хода и эластичность реагирования подвески.

Применение в поезде системы маятникового наклона кузова позволяет повысить скорость движения поезда в кривых участках пути при этом снижается негативное влияние центробежного непогашенного ускорения на комфорт проезда пассажиров.

При прохождении кривых участков пути система маятникового наклона кузова пассажирских вагонов «Patentes Talgo S.L.» отклоняет кузов вагона в направлении естественно воздействующей на него центробежной силы, компенсируя таким образом действующее на пассажира непогашенное боковое ускорение. При этом особенно важно то, что наклон кузова происходит автоматически под действием силы тяжести и центробежной силы и не требует использования сложного сервопривода с электронным управлением, бортовых гироскопов, как это происходит у систем принудительного наклона кузова подвижного состава.

Ходовая часть пассажирских вагонов «Patentes Talgo S.L.», построена без применения классической вагонной тележки и колесной пары. Данное техническое решение основывается на колесном блоке конструкции «Patentes Talgo S.L.». Жесткая стальная рама колесного блока выполнена в форме ярма, в котором закреплен колесный узел.

 
Рис. 1 Колесный блок

Каждое колесо оборудовано дисковым тормозным механизмом, антиблокировочной системой торможения (противоюзом) и датчиками контроля нагрева букс. Для поездов, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении со странами Западной Европы, колесный блок оборудован магниторельсовым тормозом. При этом колеса, не соединенные друг с другом жесткой осью, могут вращаться с различной угловой скоростью, что предотвращает проскальзывание колес при движении в кривой, как это обычно происходит в колесной паре. 

Несмотря на отсутствие колесной пары, данная конструкция обеспечивает требуемое шунтирование колес, что позволяет надежно эксплуатировать пассажирские вагоны «Patentes Talgo S.L.», как на путевой инфраструктуре стран СНГ (колея 1520 мм), оборудованной тональными рельсовыми цепями, так и на инфраструктуре стран Европы (колея 1435 мм), где системы безопасности основаны на применении балис, счетчиков осей или линейных  (точечных) систем локомотивной сигнализации.

Кроме того, вагоны оборудованы устройством для установки осей колес в радиальном направлении при движении по кривым участкам пути. Применение системы «радиальной установки колесного блока» в кривых участках пути позволяет повысить ресурс работы элементов ходовой части поезда при снижении износа путевой инфраструктуры. Система «радиальной установки колесного блока» устанавливается на всех колесных блоках (кроме концевых вагонов) и состоит из системы продольных и поперечных тяг и балансиров, обеспечивающих автоматическую радиальную установку колесного блока при входе в кривую.

Применение пневмоподвешивания в совокупности с системами маятникового наклона кузова и «радиальной установки колесного блока» в кривых позволяет обеспечить высокую степень плавности хода и, в следствии чего, значительно повысить уровень комфорта проезда пассажиров.

Кузов вагона представляет собой несущую сварную облегченную интегральную конструкцию, выполненную из алюминиевого профиля, получаемого методом вакуумной экструзии. Каждый такой профиль представляет собой законченный силовой элемент с интегрированными элементами усиления, ребрами жесткости, а также заранее рассчитанными деталями (направляющими, полозами и кронштейнами), на которых впоследствии крепятся элементы интерьера вагона: светильники, багажные полки, крючки для одежды и т.п. При этом кузов в сборе выполняет необходимую несущую функцию для полезной нагрузки вагона и всего монтируемого в кузове оборудования, деталей и компонентов.

Массивный упрочненный пол каждого вагона, выполненный из специально сконструированного профиля является силовым элементом, к которому крепятся стеновые и потолочная панели, а также торцевые стенки. Кузова головных вагонов дополнительно оснащены усиленными алюминиевыми элементами, к которым крепятся сцепное устройство и буферные устройства с необходимыми энергопоглощающими аппаратами.

При проектировании и изготовлении учтены требования российских норм к сопротивлению кузова и ударной нагрузки на сцепке.

Для сцепки с локомотивом, поезда оборудованы смешанной тяговой сцепкой для соединения головного сцепного устройства типа СА-3 с винтовой стяжкой (колеи 1435 мм).

Для определения местоположения, поезда оборудованы системой спутниковой системой навигации ГЛОНАСС. Для обеспечения радиосвязью, поезда имеют аппаратуру технологической радиосвязи с выходом на оперативно-технологическую сеть ОАО «РЖД». В каждом поезде имеется центральная бортовая диагностическая система, которая постоянно взаимодействует со всеми основными компонентами. Результаты диагностики компонентов регистрируются, возможен вывод на экран монитора в техническом вагоне поезда. Информация о состоянии поезда передается в ситуационный центр АО «ФПК» и в депо обслуживания подвижного состава. С целью обеспечения личной безопасности пассажиров, поезда оборудованы системой видеонаблюдения. В вагонах поездов установлена система информирования пассажиров, включающая в себя: информационные табло, внешние маршрутные табло, систему аудио видео трансляции и систему громкоговорящего вещания.

Для эксплуатации в международном сообщении со странами Западной Европы (Москва – Минск – Варшава – Берлин) поезда оборудованы системой автоматического изменения ширины колеи, обеспечивающей безостановочное проследование с колеи 1520 мм на колею 1435 мм и обратно. Для изменения ширины колеи применяется специальное стационарное устройство, позволяющее выполнять технологические операции в движении во всем диапазоне климатических температур.

Система автоматического перехода на другую ширину колеи осуществляется за счет перемещения каждой полуоси (с колесом) в поперечном направлении вместе с буксовыми узлами, клещевым механизмом и рычажной передачей тормозной системы. Специальные замковые устройства фиксируют колесный узел в одном из двух положений, соответствующих ширине колеи 1520 мм или 1435 мм соответственно.



Рис. 2 Система автоматического изменения ширины колеи

  

Смещение колес возможно только в ненагруженном состоянии, то есть когда вагон не опирается на колеса, а вывешивается на специальных опорных кронштейнах при движении через переводное устройство. Самопроизвольное изменение ширины колеи вне переводного устройства - исключено.

Весь процесс смены колеи происходит на скорости до 15 км/ч в абсолютно автоматическом режиме без высадки пассажиров из вагонов.

На сегодняшний день технология автоматического изменения ширины колеи «Patentes Talgo S.L.» является единственной в мире системой, надежно зарекомендовавшей себя в эксплуатации.

В вагонах поездов производства компании «Patentes Talgo S.L.» применяются современные интерьерные решения. Спальные вагоны поезда в зависимости от класса обслуживания имеют четырех, двухместные купе или двухместные купе с душем и туалетом. Купе оборудованы местами для сидения, верхними и нижними спальными полками, светильниками местного и общего применения, розеткой 220 В, местами для багажа, емкостью для сбора мусора и др. Элементы потолка в вагоне образуют верхнее декоративное завершение области внутреннего пространства пассажирского салона и содержат интегрированное освещение, громкоговорители, электрические линии и вентиляционные решетки (для системы кондиционирования).

Вагоны с местами для сидения первого класса оборудованы комфортабельными креслами (аналог самолетных кресел первого класса) с индивидуальными столиками, карманами для газет и мелких вещей, розетками 220 В для каждого пассажира, индивидуальным ящиком для мусора. Кресла вагонов второго класса так же оборудованными индивидуальными столиками, карманами для газет, одной розеткой 220 В на два сиденья. Для каждого пассажирского места предусмотрено индивидуальное освещение.

Вагоны производства компании «Patentes Talgo S.L.» оборудованы экологически чистыми туалетными комплексами, системой вентиляции, отопления и кондиционирования, автоматическими внутренними и внешними дверями, герметичными межвагонными переходами.

Для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, в поездах, предназначенных для эксплуатации в международном сообщении со странами Западной Европы, три вагона оборудованы для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями в соответствии с европейскими требованиями. В этих вагонах установлены подъемные устройства обеспечивающие доступ в вагон пассажиров-инвалидов с платформы, а так же оборудованы специальные купе с санузлом, местом для сопровождающих лиц, местом для хранения (перевозки) их собственных колясок.

Вышеперечисленные технические особенности делают поезд «Patentes Talgo S.L.» инновационным транспортным продуктом, открывающим новые технологические перспективы в железнодорожных пассажирских перевозках.

Таблица 1.

Описание вагона

Тип вагона

Кол-во вагонов в составе

Пасс. на вагон

Технический вагон с дизель-генератором

A

2


Вагон с местами для сидения 1-го класса

(кресла повышенной комфортности)

B

2

20

Вагон- буфет

D

1

9 мест

Вагон-ресторан

E

1

30 мест

Вагон спальный 2-го класса

(4 купе 4-х местных и 1 купе 2-х местное)

F

5

18

Вагон спальный 1-го класса

(6 купе 2-х местных)

G

4

12

Вагон спальный 1-го класса с санузлом и душем в каждом купе

(5 купе 2-х местных)

H

2

10

Вагон спальный 1-го класса с купе для инвалида

(2 купе 2-х местных и 1 купе для инвалида с сопровождающим)

I

3

6

Итого посадочных мест:


216


Таблица 2.

Описание вагона

Тип вагона

Кол-во вагонов в составе

Пасс. на вагон

Технический вагон с дизель-генератором

A

2


Вагон с местами для сидения 1-го класса

(кресла повышенной комфортности)

B

2

20

Вагон с местами для сидения 2-го класса

C

9

36

Вагон- буфет

D

1

9 мест

Вагон-ресторан

E

1

30 мест

Вагон спальный 1-го класса с санузлом и душем в каждом купе

(5 купе 2-х местных)

H

5

10

Итого посадочных мест:


414


Основные технические характеристики состава (вагона) Talgo

Показатель

Значение

Конструкционная скорость, км/ч

200

Габарит по ГОСТ, памятки UIC 505-1

03 ВМ и G1

Электроснабжение состава

Дизель-генератор для обеспечения собственных нужд

Ширина колеи, мм

1520 и 1435

Обеспечение выхода на платформы высотой, мм

200, 550, 760

Максимальная нагрузка на ось, т

21

Диапазон рабочей температуры наружного воздуха, ºC

от -40 до +40

от -45 до +45

(длительность – до 6 ч)

Длина кузова вагона, мм

13 300

Максимальная ширина вагона, мм

2 942

Максимальная высота вагона, мм

3 375

Проход по сопряжению прямой с кривой, радиусом, м

120

Проход по S-образной кривой без прямой вставки, радиусом, м

170


Ввод в эксплуатацию

Новые скоростные поезда «Стриж» вышли на регулярный маршрут 1 июня 2015 года сообщением Москва - Нижний Новгород.

Курский вокзал встретил первый день лета торжественной церемонией запуска нового поезда по направлению Москва – Нижний Новгород. Теперь отсюда будут регулярно ходить «Стрижи». Рейсы поезда между двумя мегаполисами станут регулярными и будут способны полностью удовлетворить потребности пассажиров, путешествующих на этом направлении.

 

 

Подвижной состав отвечает запросам самого взыскательного пассажира. Поезд сформирован из трёх типов пассажирских вагонов – 1-го, 2-го классов и СВ, бар и ресторан. Вагоны 1-го класса от 2-го отличаются количеством кресел, их конструкцией и обслуживанием. Так, например, питание в вагоне 1-го класса бесплатное – каждый пассажир может выбрать завтрак или обед по меню. Во 2-м классе, тоже можно выбрать завтрак или обед, но за дополнительную плату. СВ – это пять двухместных купе в вагоне, оборудованных душем и индивидуальным санузлом. В купе есть телевизор, столик, кнопка вызова проводника, вешалки для одежды и сейф.

На всём пути движения у пассажиров есть бесплатный доступ к Wi-Fi. При этом портал поезда «Стриж», на который нужно зайти для подключения к Интернету, делает сразу несколько предложений, например посмотреть на своём мобильном устройстве кино из коллекции «Стрижа», заказать обед, купить билет, посмотреть маршрут следования и т.д. (подробнее)

От остальных «птиц» (Сапсана, Ласточки) «Стриж» отличается составностью. Новый российский скоростной поезд состоит из вагонов Talgo и электровоза двойного питания ЭП20 (ОАО «НЭВЗ»). В настоящее время скорость на маршруте достигает до 180 км/ч, минимальное время в пути 3 часа 35 мин.

Следующая партия «Стрижей» будет курсировать на маршруте Москва - Берлин. Ввод в коммерческую эксплуатацию  запланирован в 2016 году.