18
1714
2651855

Механическая часть

Тележки

Тележки для электропоезда ЭС1 «Ласточка» выполнены на базе семейства SF 500, которое послужило основой при разработке тележек для высокоскоростного электропоезда ЭВС «Сапсан».

   


Концепцией ЭС1 «Ласточка» предусматривается перевозка не только сидящих, но и стоячих пассажиров, в связи с чем нагрузка на ось выше, чем у электропоезда ЭВС «Сапсан». В процессе доработки конструкции тележки компанией «Сименс АГ», основываясь на опыте эксплуатации электропоездов ЭВС «Сапсан», были учтены систематизированные негативные факторы, влияющие на работу тележки при низких температурах окружающего воздуха.

Тележки электропоезда ЭС1 «Ласточка» имеют двухступенчатое рессорное подвешивание и спроектированы для железнодорожных линий с шириной колеи 1520 мм.

В первой ступени использованы винтовые пружины. Вторая ступень выполнена на пневморессорах с автоматическим регулированием давления, благодаря чему при меняющейся населенности вагона поддерживается высота расположения пола над уровнем головки рельса и автоматически регулируется тормозная эффективность электропоезда.

Все колесные пары головных вагонов электропоезда являются моторными. Асинхронные тяговые двигатели подвешены на раме тележки. Двухступенчатый тяговый редуктор расположен на оси моторной колесной пары. Тяговое усилие от двигателя к редуктору передается посредством зубчатой муфты, обеспечивающей возможность взаимных смещений двигателя и редуктора.

Промежуточные вагоны оснащены немоторными тележками. Так как при расчете максимальной пассажировместимости электропоезда ЭС1 «Ласточка» число пассажиров, едущих стоя, определяли из расчета 7 чел./м², максимальная нагрузка на ось была оценена в 19 тонн.

Кузов

  

Несущий каркас кузова вагона ЭС1 «Ласточка», как и в электропоезде Desiro ML, изготовлен из закрытых алюминиевых экструдированных профилей. Эта облегченная конструкция дополнительно усилена в связи с увеличением габаритов по сравнению с Desiro ML и рассчитана на нагрузку с учетом обеспечения максимальной пассажировместимости.

При проектировании монтажных объемов была применена концепция электропоезда с высоким уровнем пола, реализованная в Desiro ML. Компоненты тягового привода и вспомогательное оборудование размещены на крыше или в подвагонном пространстве.

Электропоезд ЭС1 «Ласточка» положительно прошел прочностные испытания на соударение при различных сценариях столкновений.

Каркас кабины управления спроектирован, исходя из условий обеспечения максимальной безопасности локомотивной бригады и пассажиров. В результате каркас кузова со стороны кабины управления был усилен и дополнительно оснащен заменяемыми сминаемыми элементами из стали (крэш-модулями), поглощающими энергию удара при столкновении. При разработке этих модулей за основу был взят принцип контролируемой деформации с поглощением энергии удара.

Примененная на электропоездах ЭС1 «Ласточка» конструкция крэш-модуля специально адаптирована для возможных столкновений электропоезда Desiro RUS с безбуферным подвижным составом российского производства, оснащенным автосцепкой СА-3.

Деформируемые элементы в сочетании с жесткими межвагонными сцепными устройствами позволят в аварийной ситуации предотвратить сход электропоезда и защитить локомотивную бригаду и пассажиров.

Внутренняя планировка

Основным требованием при планировке пассажирского салона электропоезда ЭС1 «Ласточка» было то, что внутреннее пространство электропоезда должно максимально использоваться пассажирами.

Характеристика вагонов

Компоновка электропоезда ЭС1 «Ласточка» исполнения «Стандарт»

В головных вагонах №№ 1, 5 — по 70 мест для сидения, из них 8 откидных и 2 места для пассажиров в инвалидных колясках, а в промежуточных вагонах №№ 2, 3, 4 – по 109 мест для сидения. Все места в электропоезде второго класса. В каждом вагоне имеются стеллажи для чемоданов.

В электропоезде ЭС1 «Ласточка» исполнения «Стандарт» места для сидения расположены по схеме 3 + 2.

Головной вагон № 1


Промежуточный вагон №2


Промежуточные вагоны №3, № 4


Головной вагон №5



В головных вагонах № 1, №5 расположены туалеты, в этих же вагонах предусмотрено по 2 места для пассажиров с ограниченными физическими возможностями.

Компоновка электропоезда ЭС1 «Ласточка» исполнения «Премиум»

В вагоне № 1 - 33 места для сидения (первого класса).

В вагоне № 5 - 41 место для сидения (второго класса).

В вагонах №№ 2, 3, 4 – по 86 мест для сидения (второго класса).

В каждом вагоне имеются стеллажи для чемоданов.

Головной вагон №1


Промежуточный вагон №2


Промежуточные вагоны №№ 3, 4


Головной вагон №5



Санитарно-техническое оборудование (санузлы) располагаются в головных вагонах электропоезда. Речь идет об универсальных санузлах, оснащенных специальным оборудованием для людей с ограниченными физическими возможностями.
   

В концах вагонов расположены двухстворчатые межвагонные двери переходов, ограждающие салон от межвагонного перехода.

Наружные входные двери прислонно-сдвижного типа имеют двухстворчатое исполнение. Их высота 2050 мм, а ширина проема 1300 мм. Для входа в головной вагон пассажиров с ограниченными возможностями с платформ высотой 1100 и 1300 мм предусмотрена откидная рампа с ручным управлением. При необходимости для посадки (высадки) инвалидов на колясках у платформы высотой 200 мм возможна установка подъемника с электрическим приводом.

Реализация требований ОАО «РЖД» по отоплению, вентиляции и кондиционированию для применения в российских зимних условиях и оптимизация по характеристикам расхода электроэнергии потребовали от компании «Сименс АГ» приложения немалых усилий. Так салоны вагонов не имеют отдельных тамбуров, то поддержание температуры в этих зонах обеспечивается за счет применения дополнительных обогревателей с направленной подачей теплого воздуха в тамбурную зону и обогревом стен. Согласно концепции отопления и кондиционирования воздуха система подачи свежего воздуха связана с датчиком регулирования уровня углекислого газа, благодаря чему потребляемая мощность электропоезда значительно уменьшается при малой населенности салона.

Кабина управления

  

Кабина управления электропоезда ЭС1 «Ласточка» выполнена с учетом требований по ведению подвижного состава машинистом в одно лицо без помощника машиниста. Оптимальное исполнение рабочего места машиниста с эргономичным расположением элементов, дизайн внутреннего помещения, зона видимости из кабины подобраны с учетом имеющегося опыта специалистов компаний ОАО «РЖД» и «Сименс АГ» по эксплуатации моторвагонного подвижного состава.

Для эксплуатации в России электропоезд ЭС1 «Ласточка» оснащен системой безопасности БЛОК и российской аналоговой и цифровой поездной радиосвязью. В случае необходимости в систему могут быть интегрированы специальные режимы цифровой и спутниковой связи.

Важным аспектом энергоэффективной эксплуатации электропоездов ЭС1 «Ласточка» является специальная система автоведения, установленная по требованию ОАО «РЖД» на всех электропоездах. Она выбирает оптимальные по энергозатратам режимы автоматического ведения электропоезда. При этом машинист может в любое время перейти на ручное управление. Кроме того, в отношении энергоэффективности поддержку машинисту оказывает система торможения. При служебном торможении преимущественно активируется электрическое рекуперативное торможение, при этом с возвратом электроэнергии обратно в контактную сеть. Если же возврат электроэнергии в контактную сеть становится невозможным из-за отсутствия на участке железной дороги потребителей, то автоматически включается электрическое реостатное торможение. При недостаточной силе электрического торможения система автоматически подключает дополнительное электропневматическое торможение, обеспечивая смешанный режим торможения электропоезда.

Электрическая часть

Высоковольтное оборудование электропоезда ЭС1 «Ласточка» состоит из двух соединенных токоприемников, устройств защиты, тяговых и вспомогательных преобразователей, тормозных резисторов и тяговых двигателей. Компоненты системы тяги и общего электроснабжения электропоезда распределены по всем вагонам. Тяговое оборудование моторного вагона состоит из двух блоков, каждый из которых питает два тяговых электродвигателя.

Тяговый электродвигатель представляет собой шестиполюсную асинхронную машину с короткозамкнутым ротором.

Система управления электропоездом ЭС1 «Ласточка» состоит из компонентов оправдавшей себя в эксплуатации технологии SIBAS 32, используемой для поездной информационной шины.

Максимальное тяговое усилие ЭС1 «Ласточка» увеличено по сравнению с Desiro ML для того, чтобы в аварийном режиме при отказе 50 % тяги электропоезд преодолевал подъемы крутизной до 40 ‰.

В режиме переменного и постоянного тока высоковольтные компоненты выполнены с учетом резервирования системы. В случае нарушения штатного режима возможно движение электропоезда с одним из двух токоприемников. Благодаря четырем автономным преобразовательным блокам электропоезд обеспечивает высокую устойчивость к техническим неисправностям.

При отсутствии напряжения в контактной сети в течение 1,5 часов в работе остаются: аварийное освещение, громкоговорители, звуковые сигналы, хвостовые габаритные сигналы, аварийная вентиляция, система управления дверьми, поездная радиосвязь, стояночный пружинный тормоз.

Примененная на электропоездах ЭС1 «Ласточка» современная система диагностики позволила увеличить межремонтные пробеги и перейти на принципиально новую систему обслуживания и ремонта. Упрощению обслуживания и ремонта и снижению стоимости данных работ способствует и блочно-модульная компоновка оборудования, позволяющая при устранении неисправности сокращать время простоя подвижного состава.