16
955
3006744

Охрана окружающей среды

ЗАДАЧИ

Реализация Экологической стратегии ОАО «РЖД» на перспективу до 2030 г.

Внедрение инновационных технологий, обеспечивающих охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, повышение использования и обезвреживания отходов производства, снижение выбросов парниковых газов, шумового воздействия.

Совершенствование системы управления природоохранной деятельностью.

Обеспечение мониторинга воздействия на окружающую среду.

Внедрение системы экологического менеджмента ГОСТ Р ИСО 14001.

Внедрение «зеленых стандартов».

Развитие АСУ «Экология».


ВЫПОЛНЕНО в 2012-2017 гг.

Снижены на 28,4% выбросы вредных веществ в атмосферу от стационарных источников.

Сокращен сброс недостаточно очищенных сточных вод в водные объекты на 47,3%.

Повышение доли вовлечения отходов ОАО «РЖД» в хозяйственный оборот на 7,4%.

В 2012 - 2017 годах структурные подразделения 12 филиалов, в том числе обеспечивающих работу скоростного хода Москва - Санкт-Петербург, прошли проверку сертифицирующего органа на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 14001-2007 «Системы экологического менеджмента». Всего выданы сертификаты соответствия по системе экологического менеджмента 68 подразделениям.

Количество пользователей АСУ «Экология» увеличено до 9,3 тыс. пользователей ОАО «РЖД». 

Разработана и утверждена Концепция развития системы управления природоохранной деятельностью холдинга «РЖД».

В 2017 году ОАО «РЖД» успешно реализован План мероприятий по проведению в 2017 г. в ОАО «РЖД» Года экологии, утвержденный распоряжением №2621р от 22 декабря 2016 г. В рамках Плана мероприятий работа велась по 5 основным направлениям, реализовано  113 пунктов и более 1 000 мероприятий.

В 2017 году в рамках реализации мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду построено и реконструировано 21 котельная, 13 очистных сооружений.

Введено 459 единиц современного подвижного состава.

Ликвидировано 5 объектов накопленного экологического эффекта.

В 2017 году затраты на выполнение мероприятий составили:

  • по снижению негативного воздействия на атмосферный воздух - 1 578 млн. руб.
  • на снижение сброса сточных вод в окружающую среду, предотвращение загрязнения поверхностных и подземных вод - 236,2  млн. руб.
  • на снижение негативного воздействия отходов на окружающую среду - 1 092,386 млн. руб.
  • на восстановление нарушенных локальных экосистем - 148,6 млн. руб.
  • на мероприятия по снижению влияния физических факторов на окружающую среду - 33,274 млн.  руб.
  • на реализацию мероприятий в сфере сохранения и восстановления природных ресурсов на особо охраняемых территориях, на Байкальской природной территории, в водоохранной зоне водных объектов - 412,03 млн. руб.
  • на повышение квалификации специалистов - 18,8 млн. руб.
  • на разработку нормативной документации природоохранного назначения - 201 млн. руб. 

ПЛАН до 2025 гг. (к уровню 2017 г.)

Снижение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников не менее чем на 18%

Снижение  использования водных ресурсов не менее чем на 20%;

Снижение сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты и на рельеф местности не менее чем на 18%.

Ежегодное сокращение выбросов парниковых газов более 100 тыс.т.

Внедрение технологий и оборудования для снижения шумового воздействия на окружающую среду.

Проведение мероприятий по внедрению в подразделениях ОАО «РЖД» системы экологического менеджмента в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001.

Осуществление природоохранной деятельности с использованием АСУ «Экология».

 

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги (ОАО «РЖД»), являясь экологически ориентированной компанией, уделяет большое внимание снижению техногенного воздействия на окружающую среду, обеспечению его экологической безопасности. В настоящее время более 3 тысяч линейных предприятий филиалов ОАО «РЖД» являются природопользователями, которые располагаются на полигоне от Калининграда до Южно-Сахалинска. Это локомотивные и вагонные депо, путевые машинные станции, дистанции: тепловодоснабжения, гражданских сооружений, пути, электроснабжения, сигнализации, централизации и блокировки.

Совместно с Центром промышленного сотрудничества Организации Объединенных Наций (ЮНИДО) при содействии Глобального экологического фонда ОАО «РЖД» приступило к реализации проекта «Экологически безопасная очистка стойких органических соединений и утилизация оборудования, содержащего полихлорбифенилы». Данный проект является пилотными в России в рамках реализации положений Стокгольмской Конвенции. Его результаты станут основой для распространения полученного опыта на предприятиях других отраслей промышленности. 23 октября 2013 года была подписана совместная Декларация о поддержке и продвижении экологически устойчивых решений в Российской Федерации.

ОАО «РЖД» поддерживает подходы к экологическим вопросам, основанные на принципе «не навреди природе», реализует меры направленные на повышение ответственности за состояние окружающей среды, развивает и распространяет экологически безопасные технологии.

Для реализации указанных подходов, в компании принята Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на перспективу до 2030 года.

Цели стратегии – снижение нагрузки от всех видов деятельности Компании на окружающую среду к 2030 году в 2 раза, приоритет - «зеленым технологиям».

Экологическая стратегия отмечена дипломом «Лучший экологический проект – 2008» Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации за комплексный подход к охране окружающей среды. Данная стратегия получила положительные отзывы Института проблем транспорта имени Н.С. Соломенко Российской академии наук, Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по экологической политике и охране окружающей среды и была одобрена Международной научно-практической конференцией «Техносферная и экологическая безопасность на транспорте», проходившей 16-18 ноября 2010 г. в Санкт-Петербурге. 

Экологическая стратегия ОАО «Российские железные дороги»

Диплом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Для оперативного мониторинга и участия в разработке нормативных документов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обеспечения эффективных и своевременных управленческих решений в 2015 году в компании создан Международный центр по экологической безопасности в области железнодорожного транспорта

Основными задачами Центра являются:

1. Формирование и обеспечение соблюдения единой политики в области охраны окружающей среды, предупреждения транспортных происшествий с причинением вреда окружающей среде, жизни или здоровью граждан, на территории объектов железнодорожной инфраструктуры;

2. Содействие в организации и координации исполнения решений в области охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте, принятых СЖДТ СНГ и МСЖД;

3. Подготовка рекомендаций по гармонизации нормативных правовых актов в сфере охраны окружающей среды на железнодорожном транспорте;

4. Содействие в разработке общих для железнодорожного транспорта методических подходов в области экономики природопользования и охраны окружающей среды;

5. Организация разработки и содействие реализации межгосударственных и региональных программ и проектов в области природопользования, экологической безопасности и информирования в части железнодорожного транспорта;

6. Содействие развитию межгосударственной системы экологического мониторинга в целях сбора, оценки, прогноза и обмена экологической информацией в сфере железнодорожного транспорта;

7. Разработка и совершенствование систем управления окружающей среды в области железнодорожного транспорта, определение и обеспечение достижения стратегических целей развития этих систем управления.

8. Организация разработки и экспертизы проектов международных и межгосударственных стандартов по охране окружающей среды в сфере железнодорожного транспорта.

9. Подготовка мотивированных предложений об утверждении или отклонении проектов международных и межгосударственных стандартов по охране окружающей среды в сфере железнодорожного транспорта.

10. Участие в формировании программ разработки национальных международных межгосударственных стандартов в области охраны окружающей среды.

11. Осуществление сотрудничества с международными техническими комитетами по стандартизации и метрологии.

12. Формирование базы данных по международным межгосударственным стандартам в области охраны окружающей среды.

13. Инициирование разработки международных проектов, с подготовкой соответствующих обоснований, в том числе предложений в части исполнителей и заказчиков работ.


Начиная с 2014 г. Дирекцией скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД» ведется работа по замене пластиковой упаковки и посуды, используемой в высокоскоростных поездах «Сапсан», на экологически чистую. С 2013 года на сети железных дорог России Центральной дирекцией моторвагонного подвижного состава – филиала ОАО «РЖД» оформлены и функционируют 40 экологических поезда. 



Внутреннее оформление экологических электропоездов Свердловской дирекции 
моторвагонного подвижного состава. 

23 июня 2017 г. заместителем председателя  Комитета Совета Федерации по экономической политике, Председателем Организационного комитета Проекта «Надежный партнер» Рогоцким В.В. за значительный вклад в обеспечение экологической безопасности в Российской Федерации ОАО «РЖД» вручена БЛАГОДАРНОСТЬ.

В рамках Шестого Международного Форума «Здоровье человека и экология»  в г.Москве  проведён тринадцатый Всероссийский  конкурс «Лидер природоохранной деятельности в России - 2017».  19 октября  2017 г.  ОАО «Российские железные дороги»  присуждено звание победителя Тринадцатого  Всероссийского конкурса «Лидер природоохранной деятельности-2017» (проект «Природоохранная деятельность ОАО «РЖД»).

 

17 ноября 2017 г.  ОАО «РЖД» признано  победителем  Ежегодной Национальной Премии  в области экологии  «ERAECO 2017» - проект «Экологическая популяризация через всю страну», в номинации «ЭКО просвещение».

На основании решения Жюри Конкурса «Национальная экологическая премия имени В.И. Вернадского» в 2017 году представленный проект «Развитие Московского центрального кольца» признан победителем в номинации «Экология города».  18 декабря 2017 г.  ОАО «РЖД» вручен диплом победителя Национальной экологической премии.



Экологическая политика, проводимая ОАО «РЖД», это:

- применение технологий перевозочного процесса, обеспечивающих минимизацию воздействия на окружающую среду;

- техническое перевооружение инфраструктуры железных дорог, модернизация подвижного состава и приобретение нового подвижного состава с учетом экологических требований;

- учет экологических факторов в практике принятия управленческих решений;

- повышение экологичности филиалов-природопользователей ОАО «РЖД».

Основные показатели природоохранной деятельности ОАО «РЖД»

В 2017 году по сравнению с 2016 годом филиалами компании было достигнуто:

- снижение выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников на 4,5 тыс. тонн (6,7%);

- снижение сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты на 0,434 млн. м³ (6,4%);

- увеличение доли вовлечения отходов производства в хозяйственный оборот на 1%.


Динамика снижения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, тыс.т


       

Динамика снижения сброса загрязненных сточных вод (недостаточно очищенных и без очистки) в поверхностные водные объекты и на рельеф местности филиалами ОАО «РЖД»

Доля обезвреживания и вовлечения отходов в хозяйственный оборот, %

 

Компания является одним из основных перевозчиков грузов и пассажиров в стране, при этом доля ОАО «РЖД» в загрязнении окружающей среды России составляет менее 1% по выбросам вредных веществ в атмосферу от стационарных источников, сбросу загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, образованию отходов производства и потребления.

Снижение воздействия на окружающую среду на окружающую среду достигается за счет четырех важнейших направлений экологической деятельности ОАО «РЖД»:

- реализация инвестиционных проектов;

- техническое перевооружение отрасли;

- наличие системы управления природоохранной деятельностью;

- обеспечение мониторинга за воздействием на окружающую среду.

В филиалах ОАО «РЖД» ежемесячно, начиная с июля 2013 года, проводятся экологические акции «Зелёные пятницы», направленные на экономию топливно-энергетических ресурсов, снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, минимизацию потребления водных ресурсов, уменьшение объемов захоронения отходов, воспитание экологической культуры.

В результате проведения этих акций в течение 2017 года достигнуты следующие результаты:

Экономия топливно-энергетических ресурсов составила 1,1  тыс. т;

Экономия  электроэнергии - 1,4 млн. кВт*ч;

Выбросы загрязняющих веществ снижены на 170,54 т;

Выбросы парниковых газов - на 3,72 тыс.т СО2;

Убрано отходов - 5,9 тыс. т;

Озеленена территория - 25,2 км.

ОАО «РЖД» на постоянной основе принимает участие в таких экологических мероприятиях, как: «Лес Победы», «Зеленая пятница», «Зеленая Весна», Всероссийский экологический субботник «Зеленая Россия» и других мероприятиях по благоустройству и озеленению территорий.

ОАО «РЖД» поддерживает Всероссийское экологическое движение «Зеленая Россия». Коллектив компании с 2013  по 2017 гг. принимал участие во всех Всероссийских экологических субботниках «Зеленая Россия».

 

В 2017 году в субботнике «Зелёная Весна» приняли участие более 177 тыс. человек:

•   убрано территорий предприятий площадью 859,8 га;
•   уборка полосы отвода площадью 1633,5 га;
•   уборка городских территорий площадью 48,8 га;
•   ликвидировано несанкционированных свалок – 818 шт;
•   передано на обезвреживание и (или) на захоронение в ходе проведения субботника 2,52 тыс.

 

В 2017 году в акции «Зеленый перегон» Российской экологической партии «Зеленые» приняли участие более 3,8 тыс. человек:

•  убрано территорий предприятий площадью 1,77 га:

•  убрано полосы отвода  площадью 10,25 га;

•  убрано городских территорий площадью 0,12 га;

•  ликвидировано 24 несанкционированных свалок;

•  передано 62 тонны отходов на обезвреживание. 





В рамках работы, направленной на сохранение особо охраняемых природных территорий (ООПТ), работниками компании было высажено свыше 70 тысяч деревьев и 15 тысяч кустарников на территориях ООПТ.
            В рамках проведения Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий, в соответствии с Планом совместных мероприятий ОАО «РЖД» и ФГБУ «Байкальский государственный заповедник» на станции Танхой с 2017 года реализуется пилотная на сети дорог программа «Лес Байкала».
            Программа позволит на базе созданного лесопитомника Школы-интерната № 21 ОАО «РЖД» на станции Танхой восстанавливать популяции редких исчезающих (занесенных в Красную книгу) растений, кустарников и деревьев Байкальской природной территории.
            На настоящий момент лесопитомник обеспечен электроснабжением и водоснабжением, кафедрой лесоводства и лесоустройства ФГБОУ ВО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия имени В.Р. Филиппова» разработан «Проект лесного питомника «Танхой». В соответствии с проектом, на территории питомника установлены 2 теплицы общей площадью 60 м посажено 1000 семян краснокнижных растений (сибирская сосна, пихта, монгольский дуб).

Инвестиции в природоохранную деятельность ОАО «РЖД»

Природоохранные мероприятия в Компании выполняются в составе ежегодно реализуемых инвестиционных проектов, направленных на обеспечение экологической безопасности.

Инвестиции на охрану окружающей среды за счет мероприятий, имеющих экологическую составляющую, в 2012 году составили 1,117 млрд рублей, в 2013 году -1,051 млрд рублей, в 2014 году - 1, 588 млрд рублей, в 2015 году - 1,437 млрд руб., в 2016 году - 3,100 млрд руб., в 2017 году – 2,5 млрд руб. С момента образования ОАО «РЖД» по 2017 год инвестиции на охрану окружающей среды составили 10,8 млрд рублей. За этот период количество введенных в эксплуатацию объектов составило 295 единиц, в том числе 52 очистных сооружений. Сокращен сброс загрязненных сточных вод в окружающую среду и централизованные системы водоотведения на 3 682,7 тыс. м куб. Сокращены выбросы вредных веществ в атмосферный воздух на 1 098,6 тонн. Исключено загрязнение почв на 5 540 тонн.

Экологичность железнодорожного транспорта

Европейской экономической комиссией Организации Объединенных Наций и Всемирной организацией здравоохранения в связи с ростом перевозок транспортным комплексом и, соответственно, увеличением его техногенного воздействия на окружающую среду рекомендуется отдавать предпочтение наиболее экологичным видам транспорта, в том числе железнодорожному.

Железнодорожный транспорт в мире признан одним из наиболее экологичных видов транспорта. Так, по удельному потреблению энергетических ресурсов он значительно отличается от других видов сообщений – при их одинаковом расходе железными дорогами выполняется значительно больший объем перевозочной работы. Энергетическая эффективность железнодорожного транспорта в 2–3 раза выше автомобильного как в грузовых, так и в пассажирских перевозках.

Для инфраструктуры железных дорог требуется значительно меньше отвода земли, чем для других видов транспорта. Максимальная ширина земляного полотна двухпутной железнодорожной линии составляет около 15 метров, автомобильной дороги на две полосы движения в каждом направлении 30 метров, в три полосы – 35 метров. Для водного транспорта ширина канала большого габарита составляет 55 метров.

Выбросы парниковых газов в атмосферу у большегрузного транспорта составляют 89 г/ткм, на железных дорогах этот показатель равен 24 г/ткм, то есть в 3,7 раза меньше. Это стало весомым аргументом в пользу стальных магистралей.

В России экологические преимущества железнодорожного транспорта также обеспечиваются в первую очередь широким применением электрической тяги, которая исключает загрязнение атмосферного воздуха, прилегающих территорий, и в то же время не неё приходится значительная доля перевозок. На Российских железных дорогах более 85% грузов и 80% пассажиров перевозится электрической тягой.

На таких протяженных полигонах, как Мурманск – Владивосток, Смоленск – Владивосток, перевозки осуществляются на электротяге. 

Российские железные дороги занимают лидирующее положение в мире:

- по протяженности электрифицированных линий – первое место в мире (Россия 44, 5 тыс. км), Китай (24 тыс. км), Германия (21,1 тыс. км);

- по грузообороту – третье место после США и Китая;

- по пассажирообороту – четвертое место, уступая Китаю, Индии и Японии.

Развитие железнодорожных аэроэкспрессов, скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения (на примере Сапсана) позволяет снижать пассажирские автомобильные перевозки и соответственно улучшать экологическую обстановку в мегаполисах и регионах.

Реализация проекта развитие Московской кольцевой железной дороги позволит не только помочь столице в решении транспортной проблемы, но и, по расчетам специалистов, снизить вредные выбросы от автотранспорта на 16,6 млн.т СО2 эквивалент до 2025 г.

Экологичность железнодорожного транспорта актуальна в больших городах и в регионах с высокой плотностью населения, так как при значительных объемах перевозок железнодорожным транспортом оказывается меньшее воздействие на окружающую среду и здоровье населения.

Система управления природоохранной деятельностью

Проводимые в настоящее время в ОАО «РЖД» структурные преобразования коренным образом меняют механизмы управления процессами его функционирования. Такие масштабные изменения требуют создания эффективной системы управления природоохранной деятельностью в холдинге «Российские железные дороги».

В связи с этим в ОАО «РЖД» разработана и утверждена Концепция развития системы управления природоохранной деятельностью холдинга «Российские железные дороги» (распоряжением ОАО «РЖД» от 06.08.2012 г. № 1575р).

На всех 16 железных дорогах Компании функционируют Центры охраны окружающей среды, включающие экологические лаборатории. На данные Центры возлагаются функции организаторов обеспечения экологической безопасности в филиалах Компании, расположенных на полигоне железной дороги. Главная их задача – осуществление единой экологической политики ОАО «РЖД» и контроль за соблюдением экологических стандартов и регламентов линейными предприятиями филиалов Компании. Особая роль отводится экологическим лабораториям, компетентность которых позволяет линейным предприятиям принимать упреждающие меры по повышению эффективности работы природоохранных объектов, не говоря о значимости экологических лабораторий при ликвидации экологических последствий аварийных ситуациях.

Завершилось внедрение автоматизированной системы управления природоохранной деятельностью в ОАО «РЖД» (АСУ «Экология»), к которой подключено около 9,3 тыс. пользователей компании.

В целях своевременного предупреждения рисков финансовых и имиджевых потерь, ухудшения показателей деятельности ОАО «РЖД», связанных с невыполнением требований и ожиданий заинтересованных сторон, ежегодно в компании проводится внутренняя оценка уровня экологической ответственности филиалов ОАО «РЖД». Оценка проводится в соответствии с Методикой внутренней оценки экологической ответственности ОАО «РЖД», утвержденной распоряжением ОАО «РЖД» от 01.03.2016 № 333р. В 2017 году уровень экологической ответственности филиалов ОАО «РЖД» увеличился и в среднем составил 26 баллов, по сравнению с 2016 годом, аналогичный показатель, которого составил 23,5 балла.
По Методике оценка осуществляется по следующим группам показателей экологической ответственности:
- по группам показателей экологической ответственности;
- по группам заинтересованных сторон;
- по группам функционирования системы экологического менеджмента.
Группы показателей экологической ответственности методики включают не только критерии, которые основаны на требованиях природоохранного законодательства, но и критерии открытой отчетности по стандарту GRI, которые считаются добровольными и относятся к инициативной деятельности.

В составе передвижного выставочно-лекционного комплекса ОАО «РЖД», размещенного в специализированном поезде, подготовлена и демонстрируется экспозиция с инновационными технологиями в области охраны окружающей среды в ОАО «РЖД» и информация по системе управления природоохранной деятельностью.


Экспозиция по охране окружающей среды, размещенная в вагоне передвижного выставочно-лекционного комплекса

В ОАО «РЖД» разработана и реализуется система непрерывного образования в области охраны окружающей среды. Все специалисты Компании, занимающиеся вопросами экологии, повышают квалификацию преимущественно в Научно-производственном центре по охране окружающей среды – филиале ОАО «РЖД» и в железнодорожных вузах. В 2017 году такую подготовку прошли 2,9 тысяч руководителей и специалистов Компании, из них 1,4 тыс. - по управлению с отходами производства и потребления.

В Научно-производственном центре по охране окружающей среды – филиале ОАО «РЖД» в 2012 году введено в эксплуатацию новое здание Учебного экологического корпуса. В Учебном центре разместились: Учебная аудитория, конференц-зал, 36 гостиничных номеров для проживания иногородних обучающихся, кафе. Все это позволит увеличить количество обучаемых более чем в 2 раза. Здание центра может служить учебным полигоном по ресурсо и энергосбережению. При его строительстве применены архитектурные и инженерные решения позволяющие экономить тепло, электричество и воду, не снижая при этом уровень комфорта. Стены возведены из энергоэффективного и экологически чистого материала. Инженерные коммуникации объединены системой диспетчеризации. Освещение и температура в помещении управляются компьютером. Наружное освещение здания осуществляется за счет солнечных батарей.

Здание учебного центра Научно-производственного центра по охране окружающей среды – филиала ОАО «РЖД»