16
955
3006744

Станционные системы обеспечения безопасности движения поездов

Для повышения уровня безопасности внедряются спутниковые средства навигации GPS/ГЛОНАСС, предназначенные для обеспечения координатно-временной информацией маневровой автоматической локомотивной сигнализации МАЛС и автоматического контроля местоположения маневрового локомотива. Такие технологии основаны на реальных моделях путевого развития, что необходимо для эффективного управления при проведении работ в автоматическом режиме. Благодаря спутниковым технологиям можно формировать динамическую модель размещения вагонов на путях станции, в системах планирования и управления перейти от упрощенных моделей работы станции к реальным, а в перспективе – к автоматизированному планированию.
Устройства спутниковой навигации в составе постовых и бортовых устройств МАЛС обеспечивают автоматическое позиционирование каждого маневрового локомотива не только на границе станции и маршруте, но и в районах, не оборудованных системами централизованного управления стрелками и сигналами, а также мониторинг перестановок вагонов и заполнения путей в парках приема и отправления. При этом в режиме реального времени можно автоматически определить скорость и местоположение на путевом развитии (номер пути, пикет) технологических объектов вне зависимости от времени суток и погодных явлений.


Диспетчерское управление локомотивами и маневровыми локомотивами на станции

Система Маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС)

Основной функцией системы Маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС) является обеспечение непроезда маневровыми локомотивами светофоров с запрещающими показаниями на станции. Объектом управления системы являются маневровые локомотивы, оборудованные устройствами МАЛС.

Система МАЛС состоит из:

а) станционных устройств (СУ), увязанных с системами ЭЦ станции и включающих в себя устройства управляющего вычислительного комплекса, контроллер сбора данных (для релейных систем ЭЦ), автоматизированные рабочие места (АРМ) системы (для руководителей станции, дежурных по станции, по горке, маневровых диспетчеров и т.п.);

б) бортовой аппаратуры (БА МАЛС), устанавливаемой на маневровых локомотивах;

в) стационарного и мобильных комплектов оборудования радиоканала передачи данных (РПД);

г) стационарного и мобильных комплектов средств спутниковой навигации (ССН);

д) средств мониторинга системы (для электромехаников СЦБ и машинистов-инструкторов эксплуатационных локомотивных депо) в том числе удалённого.

Станционные устройства и бортовая аппаратура МАЛС в условиях эксплуатации связаны между собой только по радиоканалу передачи данных.

Система МАЛС предназначена для передачи на локомотивные устройства команд, обеспечивающих набор и снижение скорости, экстренное торможение, в том числе обеспечивается выдача команд на:

- автоматическую остановку маневрового локомотива (состава) перед светофором с запрещающим показанием, при скатывании локомотива или при таких типичных ошибках машинистов, как: неправильное восприятие или неправильная интерпретация машинистом команд составителя или дежурного по станции;

-  снижение скорости при приближении к светофору с запрещающим показанием или месту проведения работ на станционных путях;

- запрет движения маневрового локомотива по станции со скоростью выше разрешенной ПТЭ, приказом начальника дороги, введенными предупреждениями;

-  экстренную остановку маневрового локомотива, оборудованного БА, по приказу дежурного по станции;

-  выдачу разрешения или запрета на выезд маневрового локомотива на перегон.

Система обеспечивает:

1)  контроль местоположения и параметров движения маневрового локомотива;

2)  проведение маневров по маршрутам, не изолированным от поездного движения, в зоне ЭЦ при движении локомотивом вперед;

3)  регистрацию и протоколирование работы локомотивных, станционных устройств и средств радиосвязи.

4) автоматизированное формирование статистической справки по показателям работы локомотивов (без ручного ввода).

Дежурные по станции, диспетчерский и командный персонал через АРМ МАЛС могут контролировать перемещение и скоростные режимы движения маневровых локомотивов, причины экстренной остановки локомотивов, команды задаваемые машинистом с использованием БА МАЛС в пределах зоны контроля системы МАЛС.

Кроме того, в системе МАЛС реализованы возможности по:

- формированию статистических данных работы локомотивов, оборудованных БА МАЛС;

- анализа технологических ситуаций, позволяющих рассматривать в масштабе реального времени совместную работу устройств ЭЦ, РПД и бортовой аппаратуры МАЛС, действия дежурных по станции, машинистов;

- просмотру электронной скоростемерной ленты локомотива.

На станции Челябинск-Главный введён в действие объединённый АРМ ДСП МПЦ EBILock950 – МАЛС, интегрировавший управление зоной централизации и локомотивами со стороны ДСП, оборудованными системой МАЛС, а также увязка системы МАЛС с АСУ СТ «ЦИТТРАНС-М», обеспечивающая автоматический ввод данных ЭЦ/МПЦ, контролируемых системой МАЛС,  в АСУ СТ.

Реализована увязка бортовой аппаратуры системы МАЛС с оборудованием локомотивов серий ЧМЭ3(Т), ТЭМ7А, ВЛ10КРП (двухкабинный вариант).

Распоряжением ОАО «РЖД» от 05.11.2014 №2593р утверждена Программа внедрения Маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС) на период до 2018 года, которая включает 10 объектов.

По состоянию на начало 2016 года система МАЛС сдана в постоянную эксплуатацию на станциях Автово, Солнечная, Сочи, Челябинск-Главный, Адлер, Имеретинский Курорт. Ведётся строительство системы на станциях Бекасово-Сортировочное и Лужская.

 

Функция управления маневровым локомотивом без участия машиниста (МАЛС БМ)

 

На станции Лужская в парке прибытия сортировочной системы внедрена новая функция системы МАЛС – управление маневровым локомотивом без участия машиниста.

Функция МАЛС БМ обеспечивает выполнение маневровым локомотивом операций заезда под состав, сцепки с вагонами и проверки сцепки в парке приёма станции Лужская без участия машиниста. 

Схема функциональной структуры системы МАЛС


Бортовая аппаратура МАЛС


Работа локомотива без машиниста


Рабочий экран машиниста бортовой аппаратуры МАЛС 

Рабочее место дежурного по станции системы МАЛС  



Экран АРМ МАЛС 


Скоростная лента


Статистическая работы локомотивов