16
955
3006744

Диагностика

Аналитические системы в структуре интеллектуального транспорта могут работать на базе системы диагностики, которая объединяет комплексы технических средств выявления и прогнозирования неисправностей в единую автоматизированную систему. На железных дорогах эксплуатируются системы диагностики подвижного состава КТСМ, КОМПЛЕКС, АСК ПВ и др. Они совместно с вновь разработанными напольными устройствами контроля вертикальных динамических нагрузок и акустической системой выявления дефектов подшипников ПАК определяют тенденции изменения параметров подвижного состава на ранней стадии зарождения дефекта, а также выдают информацию о причинах, а не о следствиях или признаках дефектов. Например, система ПАК выявляет любые дефекты буксовых узлов на ранней стадии их развития путем измерения и анализа акустических шумов, излучаемых подшипниками. Это позволяет обнаружить дефекты задолго до возникновения риска отказа и начала перегрева подшипника.


Пост акустического контроля выявления дефектов на ходу поезда


Развивающийся дефект подшипника

Своевременное определение отклонений от нормы параметров эксплуатационного процесса позволяет обеспечить работу устройств и объектов инфраструктуры с высоким уровнем надежности.

В настоящее время уже удается измерять и оперативно передавать от стационарных постов измерительных комплексов подвижных объектов, систем встроенной диагностики большое количество параметров. Однако главное – не количество измеряемых параметров, а то, как это должно влиять на методы управления инфраструктурой.

Например, при диагностике бортовых систем обеспечения безопасности необходимо знать координаты места, где произошел сбой, и выявить причину (это либо результат асимметрии тягового тока, либо следствие электромагнитного взаимодействия). Эти сведения в сочетании с соответствующей базой данных позволят комплексно решать вопросы внедрения методов моделирования и прогнозирования развития дефектов инфраструктуры.

Благодаря интерфейсу между системой и объектом управления осуществляется непрерывный мониторинг его параметров и максимально оперативное обнаружение неблагоприятных тенденций и отклонений в состоянии объекта. Соответствующие информационно-аналитические компоненты системы осуществляют сбор, хранение и первичную обработку оперативной информации о состоянии объекта и происходящих в нем процессах. Это необходимо для принятия оперативных решений при отклонении текущих значений контролируемых параметров от установленных номинальных значений.

Для того, чтобы контролировать процесс развития дефектов, требуется полное знание состояния объекта управления. Методология УРРАН, которая активно внедряется в ОАО «РЖД» в последние годы, дает ответ на вопросы, связанные с диагностированием, качеством и достоверностью той исходной информации, которую мы получаем от различных систем диагностики и мониторинга.

В рамках развития методологии УРРАН разработана методика оценки фактического остаточного ресурса объектов железнодорожной инфраструктуры и устройств ЖАТ, обеспечивается получение объективных данных о техническом состоянии объектов для планирования расходов на проведение технического обслуживания и ремонтов, а также обосновываются капитальные вложения в обновление технических средств.

Это обеспечивает комплексное управление ресурсами, рисками и надежностью на стадиях жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта, возможность назначения видов технического содержания по результатам оценки остаточного ресурса объектов и элементов инфраструктуры на основе объективной оценки их технического состояния.

В качестве информационной базы используется ЕК АСУИ с иерархическим построением на каждом уровне нужной информации, с высокоточной координатной привязкой, что позволяет не загружать каналы связи и выдавать конкретные прогнозные решения для формирования плана работ по техническому содержанию инфраструктуры.

Развитие технических средств диагностики и мониторинга должно обеспечивать переход к мобильному, встроенному в подвижной состав мониторингу, с непрерывным процессом наблюдения и регистрацией научно обоснованных параметров объекта в сравнении с заданными критериями с отказом в перспективе от измерений, проводимых человеком с измерительным прибором. Интеллектуализация бортовых систем автоматизированной диагностики предполагает решение ряда взаимосвязанных задач структурного, функционального, информационного и организационного характера еще на этапе проектирования структуры и программного обеспечения бортовой системы автоматизированной диагностики.

Уже имеется успешный опыт проведения мониторинга и диагностики на скоростных поездах «Сапсан», где диагностика состояния ведется в условиях реального взаимодействия эксплуатирующегося подвижного состава с путевой инфраструктурой и контактной сетью. Контроль параметров осуществляется на скорости до 200 км/час. Это современная технология, позволяющая обеспечивать устойчивость графиков движения и иметь резерв пропускной способности при определении места отклонения параметра с помощью системы ГЛОНАСС. Тем самым спутниковые технологии позволяют интегрировать различные элементы содержания инфраструктуры, а также создавать новые подходы в рамках новой технологии диагностирования.