11
54
2762771

Алексей Николаевич Душкин

Алексей Душкин родился в селе Александровка, Харьковской губернии, в декабре 1903-го в семье агронома. С семнадцати лет работал грузчиком и техником-строителем в Харькове, затем поступил на химический факультет технологического института, откуда перешел на архитектурный факультет строительного института, добившись зачисления в класс академика архитектуры А.Н. Бекетова.

На протяжении жизни Алексей Николаевич работал во всех областях архитектуры, специалист в области транспортного строительства. Начало творческой деятельности связано с конструктивизмом. Участвовал в проектировании "соцгородов": Донбасс , Новая Горловка, Новый Краматорск, Автодорожного института в Харькове. Принимал участие во многих архитектурных конкурсах: Дворца Советов ( совместно. с Я.Н. Додицей, I премия; далее по всем этапам проектирования в авторских группах); Дворца Радио (I премия) и Института Маркса-Энгельса-Ленина, Академического кинотеатра в Москве и др.

Приняв участие в конкурсе на архитектурный проект московского Дворца радио, архитектор переехал в столицу. За проект станции метро «Дворец Советов» (сейчас «Кропоткинская») Душкин в 1937 году получил «Гран-при» на Международной выставке в Париже. Станция "Кропоткинская" до настоящего времени считается классической в истории советского метростроения благодаря простоте архитектурных форм и лаконизму общего замысла.


Спустя два года в Нью-Йорке западные коллеги признали шедевром станцию «Маяковская». В московском архиве Союза архитекторов сохранились фотографии, на которых Душкин показывает макет «Маяковской» в Нью-Йорке: построил одну секцию станции в натуральную величину, а с двух сторон поместил зеркала. В результате - бесконечно разбегающиеся арки, нью-йоркцы в восторге, Душкину - первый приз.



А.Н. Душкин внес новаторский вклад в метростроение, создав концепцию безоконного подземного пространства, став фактически создателем нового направления в архитектуре - подземной урбанистики; работал в этой области в 1934-1967 гг., в том числе главным архитектором института Метрогипротранс. Он также является автором станций «Площадь Революции», «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская»), «Новослободская» Московского метрополитена. Подземная архитектура этих станций метро принадлежит к знаковым образцам «сталинской неоклассики», которая сближается благодаря гармоничному сочетанию авангардных конструкций, в частности стальных опор на «Маяковской», с международным стилем арт-деко.

Долгие годы Душкин работал в Метропроекте и в системе МПС. В послевоенные годы по его проектам построены железнодорожные вокзалы в Днепропетровске (1951), Симферополе (1951), Сочи (1952), в Брянске (1952) и Евпатории (1953).


А.Н.Душкин создал крупные градостроительные ансамбли в Москве - с высотным зданием Министерства транспортного строительства у Красных ворот и универмагом «Детский мир» на Лубянской площади, который стал практически его последним проектом. Кстати, потом благодаря масштабным аркам, фасадам из стекла, алюминиевым конструкциям и большим площадям «Детский мир» признали первым отечественным универмагом европейского уровня.

Однако признание мировых специалистов и множество Сталинских премий не уберегли архитектора от политических гонений. В 1955-м Алексей Душкин больше всех пострадал от хрущевского указа «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Поводом стал его вокзал в Сочи, построенный в духе палаццо раннего Ренессанса.

После этого Душкин вплоть до своей смерти в 1977 году был вынужден заниматься только преподаванием.

За свои работы Алексей Николаевич был удостоен множеством наград, среди которых:

Сталинская премия второй степени (1941) - за архитектуру станции «Дворец Советов» Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича

Сталинская премия второй степени (1946) - за архитектуру станции «Завод имени Сталина» Московского метрополитена имени Л. М. Кагановича

Сталинская премия второй степени (1949) - за архитектурный проект высотного здания Министерства транспортного строительства у Красных Ворот

Орден Ленина

5. Два ордена Трудового Красного Знамени

6. Медали