16
955
3006744

РЖД - Играм в Сочи

В феврале 2010 года ОАО "Российские железные дороги" и Оргкомитет "Сочи 2014" подписали соглашение о партнерстве.

С заключением договора компания "РЖД" получила официальный статус Генерального партнера XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, Олимпийского и Паралимпийского комитетов России (до конца 2016 г.), Олимпийской и Паралимпийской российских сборных (применительно к каждой из команд Олимпиад 2012, 2014 и 2016 годов) в категории "железнодорожные перевозки пассажиров и грузов".

Правительство Российской Федерации пригласило ОАО "РЖД" для участия в подготовке региона к XXII Олимпийским и XI Паралимпийским зимним играм 2014 года.

Одна из основных составляющих успешного проведения Олимпийских Игр в Сочи – транспортная инфраструктура. Задача "РЖД", как Генерального партнера, – создание комплексных и доступных транспортных коммуникаций в условиях горного ландшафта Сочи, а также обеспечение высокого уровня обслуживания нестандартных маршрутов передвижения участников и гостей Олимпиады.

Олимпийские и Паралимпийские игры – это грандиозное событие для всей нашей страны, призванное превратить город Сочи в курорт мирового уровня. Проведение Игр всегда способствует формированию новой инфраструктуры, а также служит толчком к развитию отдельных отраслей и сфер деятельности.

Согласно партнерской программе, на ОАО "РЖД" возлагалась ответственность за разработку и реализацию следующих проектов:

  • Строительство автомобильных и железных дорог
  • Строительство и модернизация железнодорожных вокзалов и станций
  • Строительство и эксплуатация грузовых дворов
  • Создание нового скоростного электропоезда - "Ласточка"

Кроме того, "РЖД" внесло свой вклад в развитие таких значимых для общества процессов, как поддержка здорового образа жизни, создание благоприятных условий для людей с ограниченными возможностями на транспортной инфраструктуре, защита окружающей среды.

Новые дороги общей протяженностью 157 км, модернизация существующей транспортной инфраструктуры, строительство новых станций – все проекты, которые реализованы ОАО "Российские железные дороги", являются примером использования высоких технологий и инновационных подходов. Объекты, возведенные "РЖД", составят значительную часть наследия Игр в Сочи.

Железнодорожные вокзалы

Железнодорожный вокзал Сочи

В прежние времена Сочи с внешним миром соединяло лишь море. В начале 20 века здесь было построено Новороссийско-Сухумское шоссе, которое немного улучшило ситуацию. Но все же этого не было достаточно для нового курорта "Кавказская Ривьера", который открылся в 1909 г. и привлек к себе большое внимание общественности. В результате было принято решение о проведении сюда железной дороги. Летом 1914 г. началось строительство, которое закончилось в октябре 1917. Развитию железной дороги помешала Гражданская война, во время которой поезда в Сочи не ходили и пути пришли в негодность. Восстановление путей началось лишь в 1920 г.

Первое здание железнодорожного вокзала Сочи было построено еще до революции в очень удачном месте - в центре города, рядом находится рынок и морской вокзал. В 1934 г. в связи с ростом потока пассажиров и большой популярностью курорта был построен новый вокзал, где уже были предусмотрены и кассы, и залы ожидания.

В 1942-1943 годах Сочи был связан с Закавказьем - железнодорожная ветка продлена до Сухуми, что опять привело к увеличению пассажиропотока после окончания войны. Еще одной причиной, может быть даже более важной, была любовь вождя к Сочи, и в 1947 г. начинается проектирование нового железнодорожного вокзала.

Работы над созданием нового образа главных ворот Сочи велись под руководством академика архитектуры Алексея Николаевича Душкина и было разработано несколько вариантов.

Один из первоначальных вариантов. Фасад. 1947

Окончательный вариант. Перспектива. 1948 г.

Новый вокзал был торжественно открыт 10 сентября 1952 г.

В 1975 г. сочинский железнодорожный вокзал был внесен в число памятников архитектуры федерального значения и в Красную Книгу ЮНЕСКО.

В 1997-1998 г., по заданию Северо-Кавказской железной дороги министерства путей сообщения были проведены реставрационные работы и реконструкция вокзала.

Зал ожидания на 2-ом этаже

Длина основного здания вокзала - 145 м, ширина - от 30 до 50 м. Высота смотровой башни со звездой на шпиле - 55 м. Диаметр часов на башне - 5 м. Циферблат часов оформлен цифрами со знаками зодиака.

Интерьеры вокзала также поражают своей роскошью. Здесь можно увидеть повсеместно лепной декор, живописные плафоны и элементы декоративно-прикладного искусства, мраморную отделку. Все столярные изделия выполнены из массива дуба.

Характерной особенностью железнодорожного вокзала Сочи является наличие кроме обязательных помещений трех открытых внутренних двориков с фонтанами, скульптурами и садами.

Центральный дворик

Дворик пригородных касс

В комплекс вокзала также вошли 3 железобетонные платформы общей протяжённостью 1080 м, пассажирский тоннель с 4-мя выходами, котельная. Здание вокзала вместе с багажным отделением, построенном в 1956 г., занимает площадь 0,6 га.

Вид со стороны платформы

В 2012 г. в Сочи открылось регулярное движение между аэропортом и центром города. Появление аэроэкспрессов в Сочи позволило существенно разгрузить автомагистрали и значительно сократить время авиапассажиров на дорогу.

Сооружен новый подземный пассажирский тоннель, обеспечивающий выход к железнодорожным платформам. В новом подземном переходе широкие лестничные сходы, которые выложены материалами с противоскользящими свойствами, просторные коридоры, есть информационные табло, не забыли и о людях с ограниченными возможностями. В переходе установлена тактильная плитка, выполнены поручни и съезды для детских колясок и велосипедистов

Вход в тоннель

Для инвалидов-колясочников установлены лифты.

Помимо этого, была построена ещё одна платформа, что позволило увеличить количество железнодорожных путей с пяти до семи.

Старая часть вокзала также полностью адаптирована для маломобильных категорий граждан. При проектировании учтены даже самые незначительные нюансы. Например, окно одной из билетных касс расположено на порядок ниже остальных - специально для инвалидов-колясочников.

Однако одним созданием безбарьерной среды подготовка железнодорожного вокзала к приёму гостей на время зимней олимпиады не ограничилась.

В предверии зимних Олимпийских игр 2014 г. здание воказала было оснащено новым оборудованием. На вокзале созданы досмотровые зоны, оснащенные современной техникой, создана система видеонаблюдения, практически исключающая «мертвые зоны», территорию вокзала окружают специальные ограждения.

Также создан ситуационный центр. На привокзальной площади перед историческим зданием разместился павильон безопасности с суперсовременным оборудованием, соответствующим всем требованиям обеспечения безопасности пассажиров. При входе расположены детекторы радиационного контроля, металлодетекторы.

Каждый пассажир обязан пропустить свой багаж через камеру интроскопа – прибор может не только просветить багаж и обнаружить в нём запрещённые к провозу предметы, но и в случае реальной опасности принять на себя удар взрывной волны. В случае необходимости подозрительного человека могут провести и через специальный аппарат «Хомо скан», который позволит увидеть скрытые на теле пассажира предметы. Осмотр осуществляется в рамках жесточайшего норматива – 23 секунды на одного человека. Таким образом, можно избежать скопления людей перед досмотровыми павильонами.

Железнодорожный вокзал в Адлере

17 сентября 2009 г. в основание будущего железнодорожного вокзала в Адлере была заложена памятная капсула тогда ещё премьер-министром РФ В.В.Путиным, тем самым дав символический старт строительству первого и самого крупного железнодорожного хаба будущей столицы зимних Олимпийских игр.

В 2011 г. проект реконструкции вокзального комплекса станции Адлер признан победителем конкурса экологических инноваций в номинации «Лучший пример внедрения энергетически эффективного решения». А в марте 2013 г. проект вокзала Адлера победил в двух номинациях конкурса, который проводил «Организационный комитет Сочи 2014»: «Лучший комплексный проект года» и «Лучший пример внедрения инновационных строительных технологий».

Авторами эскиз-идеи и первоначального проекта вокзального комплекса были архитекторы «Мосгипротранса» и Московского национального градостроительного института. Конкурс на реконструкцию вокзального комплекса «Адлер» выиграл НПО «Мостовик», специалисты которого проводили корректировку проектных решений в сотрудничестве со специалистами европейских компаний GMP и BIG.

Первоначальный проект

В итоге было решено вокзальный комплекс перекрыть единой кровлей. Главная идея проекта - расположить вокзал над путями, построив здание конкорсного типа, пропустив под ним железную дорогу. Конкорс выполняет функцию главного операционного и распределительного зала вокзала. Вокруг нового здания вокзала обеспечен кольцевой объезд по опорной плите, связывающий автомобильные эстакады.

Железнодорожный терминал станции Адлер - пятиуровневое здание общей площадью 27028 м 2 . Имеет 5 пассажирских платформ, 4 лифта, 22 эскалатора и 4 подъемника. Для спуска на платформы служат лестницы, а для подъема - эскалаторы. Пропускная способность каждого эскалатора составляет в среднем 1 тыс. человек с багажом в час, поэтому пассажиры подошедшего поезда смогут покинуть платформу в течение 10 минут.

Кроме эскалаторов перемещение пассажиров на основной уровень терминала обеспечивают лифты и подъемники для маломобильных групп населения.

 При строительстве вокзала использовались все самые современные технологии, в том числе в области энергосбережения. На крыше здания смонтированы тонкопленочные модули солнечных батарей для обеспечения вокзала электроэнергией.

28 октября 2013 г. состоялась торжественная церемония открытия нового железнодорожного вокзала в Адлере, в которой приняли участие президент России Владимир Путин, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин и новый президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах.

 Вокзал Адлера призван объединить все виды транспорта - железнодорожный, автомобильный, воздушный и морской. У него уже было построено прямое сообщение с аэропортом, поэтому глава государства и гости прибыли на открытие на новом поезде «Ласточка».

 Перед платформой поезд сбрасывает ход, чтобы гости могли в деталях рассмотреть самый современный на сегодня вокзал в России.

Интересна судьба старого вокзала Адлера. Он продолжал принимать поезда во время строительства нового терминала. Предполагалось после окончания строительных работ его снести, но было принято альтернативное решение. Во-первых, это подходящее место для музея, а во-вторых, такое соседство как нельзя лучше иллюстрирует, чем олимпийский Сочи отличается от города, каким его знали до сих пор. Таким образом, строить новый вокзал пришлось не на месте старого, а прямо над путями.

В.В. Путин поздравил жителей Сочи с открытием нового вокзала и поблагодарил тех, кто принимал участие в его строительстве. Президент отметил, что Олимпиада получила «настоящие транспортные ворота».

«Сочи получил настоящие транспортные ворота и для города как такового, и для всего региона юга России, и, конечно, для будущей Олимпиады. Этот комплекс объединяет в единую сеть все виды сообщения: и воздушное, и морское, и автомобильное, и собственно - железнодорожное, что, безусловно, снизит остроту проблемы, с которой многие люди сталкивались до сих пор, имею в виду доступность и удобство передвижения для граждан нашей страны и гостей будущей Олимпиады».

"Особые слова благодарности всем, кто работал на этой очень важной стройке: инженерам, проектировщикам, рабочим. Хорошо помню, как мы закладывали здесь капсулу. И тогда казалось, что работы непочатый край, как у нас в народе говорят, и когда она закончится. Хоть и говорили, что в определенные сроки, но верилось с трудом, имея в виду огромный объем. Сегодня мы можем констатировать, что работа завершена. И благодаря вашему труду, уважаемые друзья - я здесь много вижу тех, кто работал на этой стройке – Сочи получили настоящие транспортные ворота и для города как такового, для всего региона, Юга России и, конечно, для будущей Олимпиады", - заявил Владимир Путин.

 «Адлерский узел объединяет все направления олимпийских маршрутов: к ледовым дворцам Олимпийского парка, к снежным стадионам Красной Поляны, в международный аэропорт и в центральный район города Сочи. Сюда же прибывают пассажирские поезда дальнего следования», – сказал на торжественной церемонии открытия вокзала президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. По его словам, строительство вокзала в Адлере велось в русле общемировой тенденции создания крупных интермодальных пассажирских транспортных узлов – хабов, где пассажир может не только совершить пересадку или оставить багаж, но и получить большой спектр дополнительных услуг: от приобретения свежей прессы до гостиничного сервиса.

На вокзалах Сочи и Адлер запущена бесплатная услуга широкополосного доступа в Интернет по технологии WiFi. Это сделано в рамках мероприятий по реализации Концепции эффективного использования вокзальных комплексов, а также в целях обеспечения комфортных условий на объектах железнодорожного транспорта в зоне проведения Зимних Олимпийских игр.

Железнодорожный вокзал «Олимпийский Парк»

Вокзальный комплекс является крупным пересадочным узлом, который связывает железную дорогу, аэропорт, междугородные и городские автобусные перевозки, а в перспективе свяжет и морские виды пассажирского транспорта. Во время проведения Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр вокзал в состоянии принимать до 85,5 тыс. пассажиров в час. Вокзал рассчитан на эксплуатацию не только во время проведения Зимних Олимпийских игр, он включен в новую систему железных и автомобильных дорог и станет важным звеном транспортной инфраструктуры города-курорта.

Архитектурный облик вокзального комплекса «Олимпийский парк» был разработан санкт-петербургской «Студией 44» под руководством Никиты Явейна, а строительство выполнило НПО «Мостовик». Проект удостоен Серебряного диплома Международного архитектурного фестиваля «Зодчество-2010» в номинации «Проекты». В 2011 г. проект вокзала стал победителем конкурса экологических инноваций «Программа признания» в номинации «Лучший пример экологически эффективного транспортного решения» и Всероссийского конкурса по экологическому девелопменту и энергоэффективности GREEN AWARDS в номинации «Объекты социальной сферы».

Архитекторам предстояло решить, прежде всего, очень сложную функциональную задачу: спроектировать комплекс, служащий одновременно и железнодорожным вокзалом, и автостанцией. Специалисты НПО "Мостовик" приступили к строительству летом 2010 г. На нулевом цикле были проведены работы по устройству буронабивных свай, фундамента, подземных тоннелей для пешеходов. По задумке архитекторов, вокзал должен стать визитной карточкой Имеретинской низменности в Сочи и сформировать образ олимпийского пространства. Внешний облик сооружения напоминает и пологие склоны холма, и плавный изгиб волны. С террас открывается прекрасная панорама на комплекс спортивных сооружений Олимпийского парка.

Работа над проектом началась с тщательного анализа места строительства будущего вокзала. Участок, выделенный под эти цели, расположен прямо за Олимпийским парком (которому вокзал, как не сложно догадаться, и обязан своим названием), то есть примерно в полутора километрах от моря. В этом месте ландшафт Сочи резко меняет свой равнинный характер и устремляется в горы: будущая стройплощадка фактически представляла собой террасированный склон, перепад между «ступенями» которого составлял около 6 метров.

 Транспортные ворота можно сравнить с воронкой, из которой в дни Олимпиады в парк хлынут людские потоки. Так и было принято решение трактовать вокзал – как волну, как реку. Облицованные серо-голубым цинко-титановым покрытием дебаркадеры действительно напоминают потоки воды, однако, если это и река, то повернутая вспять. Потому что распростертые над Олимпийским парком крылья навесов, соприкасаясь друг с другом, неожиданно разворачиваются на девяносто градусов (строго говоря, образуют в прямом смысле узел) и вырываются вперед, к морю, образуя козырек как будто собранный из нескольких лент, трепещущих на ветру. В композиции вокзального комплекса нельзя не отметить и сильное сходство с эмблемой РЖД – правда, не нынешней, а той, что появилась еще в советское время и просуществовала до 2007 года, – знаменитым крылатым колесом («птичкой»). Узел, «птичка», река, волна – все это в равной степени относится к зданию нового железнодорожного вокзала Сочи.

Вид на Олимпийский парк с вертолета

Привокзальная площадь запроектирована в двух уровнях. Верхняя часть – это широкая площадь, соединенная с платформами, зданием вокзала и с входной зоной в парк широкой парадной лестницей. «У лестницы есть и еще одна важная роль, – добавляет архитектор Никита Явейн, – она призвана задержать прибывающих пассажиров на какое-то время – в противном случае пиковая нагрузка окажется критичной и для входной зоны олимпийского комплекса, и для Олимпийского парка в целом. Лестницу украсил фонтанный комплекс «Каскад»

Стальная чаша диаметром 8 метров наклонена в сторону Олимпийского парка. Вода, изливаясь из стальной чаши, каскадом спускается через систему компактных бассейнов, устроенных в лестничных пролетах.

В ночное время суток фонтан подсвечен разноцветными огнями.

На нижнем уровне, ниже платформ, расположена инфраструктура пригородного вокзала и вокзала дальнего следования: вестибюли, операционный зал, билетные кассы, технические помещения, также предусмотрены подъезды для такси, служебного транспорта, пожарных машин и личного автотранспорта.

Здесь же расположены и велодорожки c велопарковкой

Уникальные трубчатые конструкции кровли и навесов над перронами - основа архитектурного облика вокзала, и архитекторы сознательно все элементы оставили открытыми, покрасив их в светло-серый цвет. Таким образом, металлоконструкции стали важной частью дизайна помещений.

Транспортный хаб «Олимпийский парк» - семиэтажное здание общей площадью 14220 м 2 , оснащенный 4-мя высокими платформами, 12 лифтами, 12 эскалаторами и имеющий 2 подъемника.

- Вокзальный комплекс построен по самым высоким стандартам с использованием новейших технологий, а «зелёные» технологии были предусмотрены ещё на этапе проектирования здания. Благодаря использованию мультифункциональных энергосберегающих стекол, затеняющих конструкций (ламелей) на фасаде, здание вокзала экономит энергоресурсы.

На вокзале смонтированы тонкопленочные фотоэлектрические модули. Такой тип солнечных батарей с успехом используется в масштабных системах энергообеспечения. Тонкопленочные модули отличаются большой площадью рабочей поверхности, неприхотливы в обслуживании. Система солнечных модулей включает 1028 единиц номинальной мощностью 130 кВт – самой мощной на вокзалах ОАО «РЖД» фотоэлоектрической системы, генерирующей электрическую энергию.

Вокзальный комплекс получил экологический сертификат BREEAM. Оценив энергоэффективность и соблюдение «зеленых» технологий на объекте, эксперты присвоили проекту уровень «Very Good» («очень хороший»).

При строительстве вокзального комплекса по инициативе Дирекции железнодорожных вокзалов-филиала ОАО "РЖД" (ДЖВ) выполнены основные требования BREEAM: внедрение ресурсосберегающих технологий, включая технологии, предполагающие использование возобновляемых экологически чистых источников энергии, выделение велодорожек, увеличение озелененной площади, защита здания от перегрева, ультрафиолета, пыли и шума; обогащение кислородом и улучшение микроклимата. Реализация экологически эффективных инновационных решений привела к прямому и опосредованному сокращению объемов выброса парниковых газов, снижению уровня загрязнений воды и почвы.

В ходе строительства на вокзале в полном объеме выполнены требования по обеспечению безбарьерной среды для маломобильных групп населения.

Для ориентирования слабовидящих предусмотрены рифленые поверхности в плоскости пола, информационные стикеры и таблички с использованием алфавита Брайля на поручнях лестниц, пандусов и кабинах лифтов. В целях безопасного пребывания представителей маломобильных групп населения зоны повышенного внимания на вокзальном комплексе отмечены контрастным цветовым выделением и сигнальной цветовой (ярко-желтой) полосой у края платформ. Полы оборудованы антискользящим покрытием.

На нескольких этажах размещены справочные, камеры хранения крупногабаритного багажа, механические камеры хранения, кафе, комнаты матери и ребенка, ресторан, банк, зал ожидания, зал официальных делегаций, кафе, помещения общественного питания, помещения для VIP пассажиров, медицинский блок, магазины.

Железнодорожный вокзал «Красная Поляна»

 Вокзал в Красной Поляне - один из основных узлов новой транспортной инфраструктуры олимпийской столицы. Станция является финишной точкой 48-километровой железной дороги, ведущей от Олимпийского парка в Красную Поляну и к горнолыжным курортам.

СМУ-8 НПО "Мостовик" приступило к строительству вокзального комплекса в апреле 2010 г. На площади около 15 000 м 2 предстояло возвести пригородный вокзал и две платформы с навесами, но, в первую очередь, провести масштабную инженерную защиту участка строительства, примыкающего к горному склону

Монтаж металлоконструкций вокзала начался в ноябре 2011 года. Стальные колонны высотой до 18 метров стали каркасом второго этажа и основанием для несущих ферм кровли. В мае 2012 года стартовал монтаж каркаса навеса над платформами – колонны высотой 12 м и поперечных стальных ферм длиной 32 м. Общий тоннаж металлоконструкций составил около 2000 тонн.

Весной того же года строительная готовность металлокаркаса вокзала позволила начать работы по остеклению и устройству кровли. Всего за время строительства на объекте смонтированы 4800 кв. м светопрозрачных систем из "умного" стекла, позволяющего поддерживать оптимальную температуру в здании.

Площадь кровли на здании вокзала и платформенной части достигла 15 000 кв. м.

Конец 2012 – начало 2013 года были посвящены отделочным работам и монтажу инженерных сетей и коммуникаций. Весной 2013 г. выполнена пусконаладка оборудования и благоустройство территории вокзала. К станции по постоянной схеме проложены железнодорожные пути и подведена высоковольтная контактная сеть.

Двухэтажное здание вокзала расположено на территории общей площадью 17512 м2. Имеет две высокие пассажирские платформы, пешеходный ттоннель, 18 лифтов, 8 эскалаторов, 2 подъемника.

«Вокзал получился уютным и современным. Конструктивные решения и дизайн-проект здания хорошо увязаны между собой. Архитектура вокзала, интерьеры здания и окружающий ландшафт перекликаются между собой и выглядят гармонично», - считает начальник СМУ-8 НПО «Мостовик» Алексей Шишов.

Железнодорожный вокзал «Эсто-Садок»

Остановочный пункт «Эсто-Садок» является предпоследним на построенной железной дороге, которая связала Олимпийский парк в Имеретинской низменности и горнолыжные склоны. Новый транспортный хаб включает здание вокзала, связанные с ним пассажирские платформы и вместительную парковку для автотранспорта. Разработанный специалистами института «Мосгипротранс» вокзал - строение элегантной архитектуры, удачно вписывается в ландшафт долины Мзымты. Сегодня это стало очевидным, поскольку здание станции имеет каркас, спрятанный под вытянутой кровлей, отделано стеклом и самыми современными материалами.

Стоит отметить, что станция расположилась на высоте 1000 метров над уровнем моря. Здание вокзала - не только привлекательное, но и достаточно крепкое строение - несущие конструкции выполнены из монолитного железобетона и рассчитаны на сейсмические воздействия 9 баллов.

Железнодорожная станция «Эсто-Садок» была полностью сдана в эксплуатацию в декабре 2012 года. Завершены благоустройство, работы на платформах, установка светильников и электронных табло на самих пассажирских платформах.

Во внутренних помещениях специалисты генподрядного ООО «СанТрансСтрой» и их смежники произвели устройство наружных и внутриплощадочных инженерных сетей. Одновременно проводился монтаж инженерного и технологического оборудования.

Остановочный пункт «Эсто-Садок» представляет собой двухэтажное здание общей площадью 4050 м2, с двумя высокими пассажирскими платформами и четырьмя примыкающими сборно-разборными платформами. Имеет 4 лифта и 4 эскалатора.

Вокзал выполняет не только свои прямые обязанности, но и выступает в роли пересадочного пункта. Во время проведения Олимпийских игр отсюда болельщики добирались до комплекса «Русские горки», где проводились соревнования по прыжкам с трамплина.

Кроме автобусов, можно было воспользоваться еще одним видом транспорта. Прямо от станции на горные вершины болельщиков доставлял фуникулер, обязательный участник всех «белых» Олимпиад.

Но основное предназначение железнодорожного остановочного пункта – обслуживание электропоездов «Ласточка».

Во время проведения Олимпиады начальник вокзала «Эсто-Садок» Людмила Львова рассказывала: «Полностью справляется с нагрузками, и наш вокзал и остальные станции. Мы готовились к таким объемам перевозок, сейчас идет большой пассажиропоток, но мы им управляем».