16
955
3006744

Меженинов Николай Павлович – изыскатель, строитель, руководитель

Николай Павлович Меженинов родился в 1838 году в старинной дворянской семье рязанского помещика. В 1861 году окончил со степенью кандидата физико-математический факультет Московского университета (по отделению чистой математики) и в том же году поступил в институт инженеров путей сообщения, откуда, после окончания полного курса, был выпущен в 1863 году со званием инженера-поручика путей сообщения.

В год окончания института Н.П.Меженинов был назначен начальником дистанции седьмого округа путей сообщения, однако работа на эксплуатации его мало привлекала. Он чувствовал потребность в работе по сооружению железных дорог, где можно было бы широко применить свои знания.

В 1866 году Меженинов участвует в строительстве линии общества Курско-Киевской железной дороги, а в 1869 году принимает участие в производстве изысканий железной дороги Конотоп-Бахмач-Минск. После успешного окончания этой работы и представления отчета в Министерство путей сообщения в 1870 году назначается начальником правительственных изысканий железной дороги.

В 1871 году в течение непродолжительного времени Николай Павлович исполнял должность инженера седьмого класса при начальнике управления железных дорог, а уже в начале 1872 года он, как опытный изыскатель и строитель, был командирован в качестве правительственного инспектора на постройку станции Ландварово Роменской железной дороги. В 1874 году пришло новое назначение – на должность инспектора Уральской горно-заводской дороги от Перми до Екатеринбурга, однако в этой должности Н.П.Меженинов оставался недолго: его по-прежнему интересовала самостоятельная работа, где можно было проявить творчество и инициативу, а не наблюдать за готовым делом.

В 1875 году Николай Павлович возглавляет строительство самого сложного участка Оренбургской дороги от Самары до Оренбурга, а в последующие годы работает на строительстве Харьковско-Николаевской (от ст. Ворожба до ст. Мерефа), Полесской (от г. Вильно до г. Ровно), Джанкой-Феодосийской дорог.

В 1883 году он вышел в отставку, но состоял контрагентом Управления казенных железных дорог на постройке участка Полесской дороги. С окончанием этих работ был избран начальником управления Закавказской железной дороги, однако в 1887 году его пригласили на государственную службу и назначили начальником изысканий, а затем и строительства Средне-Сибирской железной дороги.

1 июня 1887 года Особым совещанием, состоявшем из министров путей сообщения и военного, Государственного контролера, управляющих министерствами морским и финансов, начальника Главного штаба, было принято решение о строительстве отдельных участков железной дороги в Сибири: Средне-Сибирского – от Томска до Иркутска, Забайкальского – от оз. Байкал до Сретенска и Уссурийского – от Владивостока через Никольское до с. Буссе на реке Уссури, соединяющих Западно-Сибирское судоходство по Оби с Восточно-Сибирским по Амуру. Начальниками экспедиций по производству предварительных изысканий этих линий были назначены инженеры путей сообщения Меженинов, Вяземский, Урсати.

Две экспедиции – Средне-Сибирская и Уссурийская приступили к работе в августе 1887 года, третья – Забайкальская – в феврале 1888 года.

Несмотря на содействие со стороны местной сибирской администрации как в производстве изысканий, так и в сборе различных сведений, выполнить поставленную перед экспедицией задачу на самом протяженном участке Сибирской дороги (около 1700 верст) было довольно сложно. Экспедиция, которую возглавил Н.П. Меженинов, состояла всего из пяти изыскательских партий. Однако в сентябре 1889 года был представлен проект дороги.

В конце 1887 года Н.П.Меженинов, подробно и основательно ознакомившись на месте с условиями работ по строительству Средне-Сибирской железной дороги, представил две записки: "О местных средствах и условиях сооружения Средне-Сибирской железной дороги", и "К вопросу о направлении Сибирской железной дороги". В этих записках он высказал мысль о том, что ввиду малой населенности округов, пересекаемых Средне-Сибирской железной дорогой на протяжении 1600 верст и ненадежности водного пути от Тюмени до Омска, Средне-Сибирская железная дорога не может быть построена скоро и дешево, а количество грузов будет незначительно, поэтому выгоднее строить её как продолжение Уфа-Златоустовской линии. Указывая на необходимость Западно-Сибирской железной дороги, он находил, что дорога от Урала до Оби, следуя по ровной местности, стоила бы наполовину дешевле Средне-Сибирской, облегчила бы постройку последней.

"Великий Сибирский путь, – писал Меженинов, – должен быть сплошным от Европейской сети железных дорог до бассейна Амура и должен начинаться от Златоуста и направляться на Челябинск, Курган, Петропавловск, Омск, Каинск, Колывань, пересекая Обь в 80 верстах выше Томска, далее – на Мариинск, Ачинск, Иркутск". Несколько позже Министерство путей сообщения неоднократно вносило подобные предложения в Комитет Министров, но не встречало поддержки Министерства финансов, игравшего решающую роль в выделении необходимых для этой цели средств.

И только 21 февраля 1891 года Комитетом Министров было принято решение о начале работ по сооружению железной дороги от Миаса до Челябинска и о начале изысканий на участке от Челябинска до Томска. Таким образом, Средне-Сибирская дорога получила характер продолжения Самаро-Златоустовской и Западно-Сибирской железных дорог, как это отстаивалось в записках Н.П.Меженинова.

В 1892 году Николай Павлович назначается начальником экспедиции для проведения подробных изысканий и составления проекта Средне-Сибирского участка от Оби до Иркутска, а чуть позднее – начальником работ по сооружению этой дороги.

Работы по сооружению Средне-Сибирской железной дороги на участке Обь – Красноярск были начаты в мае 1893 года, 1 декабря 1895 года было открыто рабочее движение, а 1 января 1898 года участок был принят в постоянную эксплуатацию. На остальной части (Красноярск – Иркутск) работы были начаты в 1894 году, а 20 июля 1894 года на месте будущего Новониколаевска в присутствии томского губернатора Тобизена, управляющего контрольной палатой Шпейра и начальника строительства Среднесибирского участка железной дороги Меженинова был отслужен молебен и состоялась торжественная закладка первого камня в правобережный устой железнодорожного моста. Мост связал два самых крупных участка Транссиба – Западно-Сибирскую и Средне-Сибирскую железные дороги.

15 февраля 1897 года временное движение было открыто, а в 1899 году участок был принят в постоянную эксплуатацию.

Руководство работами осуществлялось в соответствии с принятой ранее четкой организационной структурой, например, Средне-Сибирская дорога была разбита на 16 строительных участков, каждый из которых, в зависимости от сложности работ и его протяженности, имел в своем составе одну или две строительные дистанции. Все без исключения должности начальников участков и дистанций были замещены инженерами, выпускниками Петербургского института инженеров путей сообщения.

Успешному завершению этой грандиозной стройки в значительной мере способствовало назначение на должность начальника работ Н.П. Меженинова, человека неиссякаемой энергии, обладавшего глубокими теоретическими знаниями и богатейшим опытом строительства железных дорог.

Для Томска Николай Павлович тоже сделал немало, состоя в Строительном комитете общественного собрания.

.

Под его руководством началось быстрое сооружение пристани и причалов (ведь грузы для строительства моста все прибывали и прибывали), товарных складов, жилья для речников, станции Обь.

Сооружению железных дорог в Сибири Николай Павлович Меженинов посвятил 13 лет.

В течение 30-ти лет своей жизни он колесил по всему российскому государству в качестве изыскателя или строителя железных дорог. Курск – Киев, Конотоп – Минск, Вильно – Минск, Пермь – Екатеринбург, Самара – Оренбург, Сумский участок Харьково-Николаевской железной дороги, Николаевский порт, полесский участок дороги Вильно – Ровно – вот неполный послужной список этого человека, отличавшегося многосторонней опытностью, широкими научными знаниями, неутомимой деятельностью. Свидетельством этому является тот факт, что помимо строительных работ, Меженинов проводил изыскания для поиска наиболее краткого и удобного пути проложения рельсов на местности.

Плодотворная инженерная и просветительская деятельность, вклад в общегосударственное дело строительства дорог Н.П.Меженинова были высоко оценены российским правительством:

20.06.1886 г. - Н.П.Меженинов произведен в титулярные советники со старшинством в чине.

28.03.1871 г. - награжден орденом Станислава 3-й степени.

01.02.1871 г. - произведен в коллежские асессоры.

08.04.1873 г. - награжден орденом Св. Анны 2-й степени.

01.02.1875 г. - произведен в надворные советники.

В 1887 г. - произведен в статские советники.

01.04.1890 г. - награжден орденом Св. Владимира 4-й степени, произведен в действительные статские советники.

02.04.1895 г. - награжден орденом Св. Владимира 3-й степени.

13.04.1897 г. - награжден орденом Станислава 1-й степени.

04.1900 г. - произведен в тайные советники.

15.06.1901 г. - пожалован нагрудный знак «За содействие духовному просвещению Сибири».

При прокладке железных дорог Меженинов требовал везде, вдоль путей в городах и поселках строить гимназии, больницы, церкви, библиотеки, переселенческие пункты, высаживать сады. Неслучайно последним из высочайших благодарностей оказался нагрудный знак «За содействие духовному просвещению Сибири». К его заслугам принадлежит и возведение храма Александра Невского в Новосибирске, прежде Ново-Николаевске. Меженинов возглавил комитет по его постройке, выбравший площадку и организовавший сбор пожертвований на его сооружение.

Для представителя технической интеллигенции быть преданным не только цифре и чертежу, но и духовной основе, идее – это иллюстрация подлинного патриотизма и широты взглядов. Николай Павлович прекрасно понимал, что железная дорога – это средство для сообщения самых удаленных друг от друга областей, возможность развивать самые далекие уголки страны. Без духовности нет крепкого общества, нет сильного государства. Именно поэтому неслучайны его обязательные указания по строительству объектов социальной, духовной жизни и просвещения. Церкви были построены на станциях Кривощеково, Обь, Тайга, Боготол, Зима, Елань, Ольгинская, Петрушково и Половина.

В честь Николая Павловича Меженинова была названа станция Межениновка, а позже, когда станцию в 1909 году переименовали в Томск-1, название Межениновка получил разъезд на 48 км от Тайги – симпатичное ухоженное здание в стиле сибирской избы.

Строитель Средне-Сибирской железной дороги, инженер Николай Павлович Меженинов скончался в Санкт-Петербурге 27 ноября 1915 года.