16
955
3006744

Заседание Координационно-технического совета ОАО "РЖД" по техническим средствам, технологиям и методам неразрушающего контроля

3 ноября в Центре научно-технической информации и библиотек (ЦНТИБ) под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А.Гапановича состоялось заседание Координационно-технического совета ОАО «РЖД» по техническим средствам, технологиям и методам неразрушающего контроля узлов и деталей подвижного состава и инфраструктуры по вопросу развития системы неразрушающего контроля в подразделениях компании и формирования базы нормативной и технической документации, регламентирующей проведение контроля объектов железнодорожного транспорта.

В заседании приняли участие более 80 человек, в том числе представители вагоноремонтных компаний, фирм-производителей средств неразрушающего контроля, научно-проектных организаций, научно-исследовательских институтов Российской Федерации. Были приглашены ведущие разработчики и производители средств диагностики инфраструктуры и приборов неразрушающего контроля деталей подвижного состава.

Во вступительном слове В.А.Гапанович определил ключевые вопросы системы неразрушающего контроля, которые были рассмотрены на заседании:

1. Организация контроля качества сварных стыков рельс с передачей функций приемочного неразрушающего контроля от подразделений дорожных центров диагностики и мониторинга объектов инфраструктуры региональных дирекций инфраструктуры рельсосварочным предприятиям РСП-М.

2. Формирование требований к нормативной базе, регламентирующей фундамент и систему неразрушающего контроля на железнодорожном транспорте.

3. Развитие Системы сертификации персонала, участвующего в проведении неразрушающего контроля, основные требования при разработке профессиональных стандартов.

4. Организация систем неразрушающего контроля в металлургических предприятиях с учетом требований по надежности, предъявляемых к объектах инфраструктурного комплекса.

С учетом решений, принятых Научно-техническим советом ОАО «РЖД», проведенным 26 февраля текущего года, в компании определены стратегические направления развития систем диагностики и неразрушающего контроля. Основными направлениями являются: достоверность контроля, единство измерений, расширение функциональности технических средств, полная автоматизация процесса съема, обработки и выдачи результатов контроля, развитие профессиональных компетенций работников данной сферы деятельности.

В.А.Гапанович отметил, что в текущем году уже реализованы знаковые проекты, обеспечивающие автоматизацию процесса контроля и мониторинга состояния объектов в режиме он-лайн, такие как:

измерительно-информационный комплекс на базе высокоскоростного электропоезда «Сапсан» с применением информационно-измерительной системы, действующей на скорости до 250 км/ч;

многофункциональная диагностическая лаборатория на базе тепловоза 2 ТЭ116, не имеющая аналогов в мире. На базе локомотива создан настоящий диагностический комплекс, способный контролировать максимально полный набор параметров объектов инфраструктуры. Эта многофункциональная лаборатория обеспечивает контроль состояния путевой инфраструктуры, устройств автоматики и сигнализации, поездной радиосвязи на рабочих скоростях до 100 км/ч;

практически решена проблема повышения рабочей скорости дефектоскопии рельсов более 80 км/ч, создан высокоскоростной вагон-дефектоскоп СПРИНТЕР для работы на скоростях до 140 км/ч. Количество ультразвуковых каналов увеличено с 18 до 36. Диапазон частот следования электрических импульсов генератора импульсов возбуждения до 4800 Гц. Впервые применена уникальная система обработки сигналов от дефектов с динамическим порогом оценки, позволяющая выделять полезные сигналы при пониженной чувствительности каналов.

Данные проекты дают возможность значительно снизить трудоемкость процесса контроля, сократить эксплуатационные расходы в 2 раза по сравнению с применением традиционных мобильных средств и повысить достоверность контроля объектов инфраструктуры в ОАО «РЖД».

О процессах по улучшению качества и функциональных системах неразрушающего контроля, обеспечивающих выполнение требований Технических регламентов Таможенного союза в сфере железнодорожного транспорта на основании действующих и разрабатываемых межгосударственных стандартов доложил заместитель директора НИИ мостов Г.Я.Дымкин.

В ходе заседания заслушаны выступления об управлении системой неразрушающего контроля на железнодорожном транспорте заместителя заведующего отделением - начальника Центра неразрушающего контроля и технической диагностики ОАО «ВНИИЖТ» Барбашова Д.Н., о нормативных требованиях к квалификации, обучению и сертификации персонала по неразрушающему контролю продукции для железнодорожного транспорта заместителя заведующего кафедрой «Методы и приборы неразрушающего контроля» Петербургского университета путей сообщения Коншиной В.Н., о результатах освоения систем неразрушающего контроля на металлургических предприятиях по производству рельсовой продукции заместителя начальника Центра технического аудита ОАО «РЖД» Штайгера М.Г., о проблемах внедрения приемочного неразрушающего контроля железнодорожных рельсов в АО «ЕВРАЗ ЗСМК» заместителя управляющего директора по технологии рельсового проката АО «ЕВРАЗ ЗСМК» Юнина Г.Н., о реализуемой чувствительности и требованиях к приемочному контролю рельсов для выявления поверхностных дефектов заместителя директора НИИ мостов Дымкина Г.Я., о передаче в ООО «РСП-М» функций контроля за качеством продукции, выпускаемой рельсосварочными предприятиями главного инженера Управления диагностики и мониторинга ОАО «РЖД» Старцева А.М., заместителя генерального директора по технической политики ООО «РСП-М» Айбадуллаева И.Б., о результатах реформирования системы НК в части метрологического обеспечения и производства ремонтов (техническое обслуживание средств НК) начальника Управления диагностики и мониторинга Бирюзова В.П., о практическом применении метода определения остаточных напряжений акустоупругим методом заведующего кафедрой «Приборы и методы контроля качества» Ижевского ГТУ имени М.Т. Калашникова Муравьева В.В., о дооборудовании и вводе в эксплуатацию испытательного участка на Экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ» ст. Щербинка с моделями и естественными дефектами рельсов, искусственными неровностями геометрии рельсовой колеи для испытаний мобильных средств дефектоскопии рельсов и путеизмерения на скоростях до 100 км/ч главного метролога ОАО «ВНИИЖТ» Климова А.В., об оборудовании испытательного участка с моделями дефектов рельсов заместителя генерального директора АО «Фирма ТВЕМА» Бугаенко В.М., о неразрушающем контроле сварных стыков рельсов на РСП и в пути директора научно-технического комплекса средств неразрушающего контроля заместителя генерального директора по развитию методов и средств НК ОАО «Радиоавионика» Маркова А.А., о диагностике ответственных объектов подвижного состава с применением роботизированных средств генерального директора ООО НПК «ТехноВотум» Сляднёва А.М.   
На заседании Координационного Совета приняты решения о внедрении новых технических разработок и технологий в практику контроля сварных стыков рельсов, продолжении работ по созданию нормативно-технологических документов включающих процессы по улучшению качества и функциональные системы неразрушающего контроля, обеспечивающие выполнение требований Технических регламентов Таможенного союза в сфере железнодорожного транспорта