16
955
3006744

Заседание МТК №524

25-26 марта в г. Ереване (Республика Армения) состоялось очередное заседание Межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК №524 «Железнодорожный транспорт», посвященное подведению итогов работы в 2014 году и задачам на 2015 год.



В заседании приняли участие представители ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» (Республика Армения), АО «НК «КТЖ» (Республика Казахстан), ГП «НК «Кыргыз темир жолу» (Кыргызская Республика), Белорусской железной дороги, Укрзализныци, ГАЖК «Узбекистон темир йуллари» (Республика Узбекистан), ОАО «РЖД», ЗАО «Трансмашхолдинг», «Альстом Траспорт РУС» (республика Казахстан), НП «ОПЖТ», а также профильных институтов.

Среди них, в частности АО «Казахская академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева» (Казахстан), ОАО «НИИ вагоностроения», ОАО «ВНИИЖТ», ОАО «ВНИКТИ», ОАО «НИИАС» (Россия) и другие участники.

Открывая заседание, генеральный директор ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» В.И. Ребец, отметил важную роль МТК 524 «Железнодорожный транспорт» в сопровождении разработки стандартов в области железнодорожного транспорта и обратил внимание присутствующих на вклад железнодорожников Республики Армения в работу Комитета. От имени представителей промышленности и железнодорожного транспорта Республики Армения В.И.Ребец выразил готовность активно участвовать в работе всех шестнадцати подкомитетов МТК 524 «Железнодорожный транспорт».

С приветственным словом к участникам обратился заместитель директора ЗАО «Национальный институт стандартизации» Г.А. Назарян. По его словам, Национальный орган по стандартизации Армении работает с 2012 года. В настоящее время в Республике действует около 5 тысяч национальных стандартов и функционируют 25 технических комитетов по стандартизации. Республика Армения участвует в 51 межгосударственном техническом комитете по стандартизации. С 1997 года является членом ИСО, с 2014 года – членом Совета ИСО, с 2007 года – аффилированный член Европейского комитета по стандартизации (СЕН). В 2014 году было подписано трехстороннее соглашение между НИС Армении, Росстандартом и Комитетом РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия о вовлечении предпринимателей России и Армении и сотрудничестве в сфере технического регулирования и стандартизации. Г.А. Назарян также отметил важность проводимого мероприятия и в лице национального органа по стандартизации Армении выразил готовность оказывать всяческое содействие деятельности МТК 524.


В своем докладе заместитель председателя МТК 524 С.А.Левин рассказал об итогах работы МТК 524 в 2014 году. Так, Комитетом была проведена работа по 147 ГОСТ. Из них: 81 стандарт был утвержден, 12 направлены на экспертизу в ТК 45 «Железнодорожный транспорт», 21 проходит согласование в причастных структурах ОАО «РЖД» и на предприятиях железнодорожного машиностроения, по 15 организовано публичное обсуждение, началась разработка 18 стандартов.

Основными задачами на 2015 год определено участие по рассмотрению и подготовке экспертных заключений по 107 стандартам. При этом, основная нагрузка, по словам С.А.Левина, как и в 2014 году придется на ведущие подкомитеты МПК 6 «Локомотивы и МВПС», председатель - генеральный директор ОАО «ВНИКТИ» В.А. Коссов и МПК 7 «Вагоны», председатель – генеральный директор ОАО «НИИвагоностроения» А.С. Серебряков.

В развитие основной темы доклада было и выступление директора Департамента технической политики АО «НК «КТЖ», заместителя председателя ТК 40 «Железнодорожный транспорт» Канатбаева Т.А. на тему: «Отчет о деятельности ТК 40 в 2014 году и планы на 2015 год».



В перерыве заседания руководители МТК 524, ЗАО «НИС» и ЗАО «ЮКЖД» ответили на вопросы журналистов.


В рамках заседания было организовано проведение трех «круглых столов»:


№ 1. Обсуждение проекта изменения ГОСТ 32192-2013 «Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения» (разработчик - Российская Федерация).

Модератор: Розенберг Ефим Наумович, НИИАС, Россия

Полномочными представителями государств – членов МТК 524 принято решение о необходимости обращения железнодорожных администраций в национальные органы по стандартизации о важности для железнодорожной отрасли вносимых изменений в ГОСТ 32192-2013 «Надежность в железнодорожной технике. Основные понятия. Термины и определения» и целесообразности положительного голосования по проекту в АИС МГС в установленный срок до 17.05.2015 г.

№ 2. Обсуждение необходимости пересмотра ГОСТ 33190-2014 «Вагоны пассажирские локомотивной тяги и моторвагонный подвижной состав. Технические требования для перевозки инвалидов и методы испытания» (разработчик - Республика Беларусь)

Модератор: Мельников Сергей Николаевич, РЖД, Россия.

Решением «круглого стола» секретариату МТК 524 поручено подготовить обращение в Дирекцию Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества с просьбой включить указанную работу в план НИОКР Дирекции Совета на 2015 – 2016 гг.

№ 3. Обсуждение проектов ГОСТ «Транспорт железнодорожный. Требования к прочности кузовов вагонов. Часть 1. Локомотивы и пассажирский подвижной состав», ГОСТ «Транспорт железнодорожный. Требования стойкости к ударным нагрузкам кузовов вагонов. Локомотивы и пассажирский подвижной состав» (разработчик - Республика Казахстан)

Модератор: Назаров Олег Николаевич, ВНИИЖТ, Россия


С учетом того, что к указанным проектам стандартов в ходе обсуждения в национальных органах возникло значительное количество принципиальных замечаний, в том числе и по дублированию положений действующих ГОСТ в данной сфере, некорректной терминологии, (вследствие некачественного перевода соответствующих стандартов EN) и по несоответствию принятых в стандартах концепций обеспечения прочности конструктивным особенностям железнодорожного подвижного состава, применяемого на «пространстве 1520», принято решение о повторном рассмотрении первых редакций проектов стандартов с участием представителей промышленности, научных учреждений всех заинтересованных государств, а также профильных подкомитетов МТК 524 с целью принятия решений о дальнейшей разработки проектов ГОСТ.

Кроме того, в ходе заседания было организовано деловое общение разработчиков проекта изменения ГОСТ 31187-2011 «Тепловозы магистральные. Общие технические требования» и ГОСТ «Электровозы. Общие технические требования» с заинтересованными представителями. В ходе конструктивной беседы было принято решение о признании нецелесообразным унификации требований, показателей и характеристик, предъявляемым к магистральным тепловозам и электровозам, допускающим возможность формирования различного объема требований к потребительским характеристикам применительно к каждому виду локомотивов. Было принято решение продолжить обсуждение стандартов в формате круглого стола в г. Москве с участием ЗАО «ТМХ», НП «ОПЖТ», ОАО «ВНИИЖТ» и др. заинтересованных сторон.

В заключительной части заседания вниманию участников была представлена презентация «АСУ «Стандартизация» - разработчик ООО «Прогрэдис». По мнению генерального директора ООО «Прогрэдис» В.В. Субботина система представляет собой готовое комплексное решение, обеспечивающее управление и мониторинг всего цикла разработки стандартов любого вида – от планирования до утверждения. Система реализована в виде веб-приложения – имеет всегда актуальную версию, имеет интуитивно-понятный интерфейс и встроенную систему подсказок, проста в освоении. Для каждого вида стандарта предусмотрено использование соответствующих бизнес-процессов и нормативно-регламентных документов. Система позволяет автоматически формировать задачи участникам разработки стандарта контролировать их выполнение, отслеживать отклонения по срокам и бюджетам. В ходе заинтересованного рассмотрения участниками представленных материалов были сформулированы и переданы разработчику конкретные предложения и замечания, направленные на придание системе большей информативности.


Работа заседания завершилась посещением центра «Диагностика» и «Дорожного центра обучения» Южно-Кавказской железной дороги и встречей с производителями железнодорожной продукции Республики Армения, на которой также обсуждались вопросы сертификации продукции железнодорожного назначения на «пространстве 1520».

Участники высоко оценили проведенное в г. Ереване заседание МТК 524, утвердили план работы Комитета на 2015 год. Также было принято решение по участию МТК 524 в работе V Юбилейного Международного железнодорожного салона техники и технологий «ЭКСПО 1520» 2-5 сентября 2015 года в г. Москве.

МТК 524 является рабочим органом Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (МГС) государств-участников Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.

Комитет создан на добровольной основе в соответствии решением 38-го заседания МГС от 25 ноября 2010 г. с целью разработки межгосударственных стандартов, сводов правил и других документов по стандартизации в области железнодорожного транспорта, проведения работ по их гармонизации с международными стандартами, содействия применению международных и региональных стандартов, а также национальных стандартов государств, проведения других работ в области стандартизации в соответствии с закрепленными за ним объектами стандартизации и областям деятельности.